Функции социального обеспечения
Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.
Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.
Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.
Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.
Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.
Представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения.
Социальное обеспечение и социальная зашита
В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношением с социальным обеспечением.
Разработка понятия социальной защиты ведется с позиций тех элементов и свойств феномена, которые входят в круг проблем, связанных с предметом той или иной науки. В результате неоправданно сужается понятие социальной защиты, наблюдается фрагментарный подход к ее организации. Это связано еще и с тем, что на сегодня термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания.
Выделяя место «социального» в системе общественных процессов и отношений, следует подчеркнуть, что социальные отношения отражают определенный срез в рамках «общественного». Причем социальная защита личности, социальное обеспечение имеют теснейшую связь с такой категорией, как мораль. Именно по состоянию социальной защищенности и социальному обеспечению личности в обществе можно судить о его моральной стороне. То есть эти социальные факторы выступают в некотором роде критерием зрелости общества, уровнем его нравственных и юридических норм.
В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслуживается». В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека.
Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.
Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, конвенцию МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», вступившую в силу для России в 1995 г., которая дает перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что:
Во-первых, социальная защита и социальное обеспечение - все же различные категории,
Во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением.
Конечно, Конвенция не охватывает все социальные и иные проблемы, требующие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находящиеся на этапе позитивного (нормального) социального развития. Россия же пока к таким странам не относится. Нашей стране сегодня необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.
Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием социальной политики. Так, Я. И. Фельдман полагает, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня на селения .
Вывод, хотя и логичный (ибо социальная политика социального государства должна быть направлена, прежде всего, на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг мероприятий лишь частично обозначает должные направления социальной защиты. За ее пределами остались такие меры, как предупреждение и борьба с преступностью, защита природы и окружающей среды, меры, направленные на их сохранение.
Следует полагать, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики государства - защита всего населения и каждого человека . При этом агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Вместе с тем, по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения, идеи социальной защиты звучат менее актуально . В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития - совершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания. Весьма характерно, что термин «социальная защита» при этом иногда воспринимается как уничижительный по отношению к экономически активному населению, что представляется неверным. Все категории населения так или иначе нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т. д. Социальное государство как раз и должно обеспечивать такую социальную защиту.
Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одно временно на несколько отраслей права, перечисленных ниже .
Трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, отклоненной от тарифа, и т.д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работку с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).
Гражданское право - государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.
Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.
Семейное право - вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.
Экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.
Финансовое право - вопросы и проблемы, связанные с обеспечением правовых действий в области права социального обеспечения.
Налоговое право - вопросы, связанные с отчислением налоговых сборов граждан с их доходов для начисления сумм пенсионных выплат.
Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.
Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Государственное социальное обеспечение служит одной из гарантий социальной защиты. Под социальной защитой в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.
В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.
Перечень основных гарантий социальной защиты содержится в статье 7 Конституции РФ 1993г.: - охрана труда и здоровья людей; - установление минимального размера оплаты труда; - государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и пожилых граждан; - развитие системы социальных служб; государственные пенсии, пособия и т.п.
В настоящее время продолжается разработка концепции социальной защиты применительно к новым политическим и социально-экономическим условиям. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений.
Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность. Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ, но не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.
Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: 1) объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; 2) особые фонды, источники финансирования социального обеспечения;
3) особые способы предоставления средств к существованию; 4) закрепление правил назначения социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.
Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: - экономической (компенсационно-распределительной), - политической, - демографической, - реабилитационной и других.
Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, полном или частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи нуждающимся гражданам.
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся следующие фонды: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности, связанной с чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам.
Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: 1) назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; 2) оказания бесплатных для потребителя социальных услуг (по оказанию медицинской помощи, содержанию и воспитанию детей и др.) в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам;
3) предоставления льгот на возмездно-неэквивалентных началах.
Существование данного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.
Что касается соотношения понятий социальная защита и социальное обеспечение, то, руководствуясь статьей 7 Конституции РФ, первое следует признать более широким, т.к. оно охватывает гарантии по охране труда, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства, но выходящие за рамки отношений по социальному обеспечению.
" |
В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.
Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.
Характерными признаками , позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:
- обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
- имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
- заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.
С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков ).
- экономического характера (безработица);
- физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
- производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
- демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).
Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его .
Государство, обеспечивающее своим , иностранцам и лицам без , находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.
Основные критерии (признаки) социального обеспечения :
- источники финансирования : за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
- круг лиц, подлежащих обеспечению : общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
- условия предоставления обеспечения : только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
- цели предоставления обеспечения : ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.
Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
- экономической;
- политической;
- демографической;
- социально-реабилитационной;
- профилактической.
Экономическая функция заключается:
- в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
- в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
- в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
- в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).
Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.
Понятие ПСО.
Функции ПСО:
3. Предмет ПСО .
Метод ПСО.
Особенности метода ПСО :
Система ПСО.
К особенной части относится:
Понятие источников ПСО.
Источники ПСО:
Международные источники
Национальные источники
Право граждан на социальное обеспечение в К.Р.Ф.
Статья 7
1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 33
Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Общая характеристика законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в Р.Ф.
Общая характеристика актов, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми.
Локальные акты, как источники ПСО.
В зависимости от органов, принимающих НПА, источники ПСО можно классифицировать на:
· акты, принимаемые органами государственной власти,
· акты, принимаемые органами МСУ,
· акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.
Локальные акты как источники ПСО приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников.
Принципы ПСО: понятие, общая хар-ка.
Под принципами ПСО понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм ПСО.
К числу отраслевых принципов относятся:
1. Всеобщность социального обеспечения. Он предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные виды социальной поддержки независимо от пола, расы национальности и т.п. Например, право на пенсию принадлежит не только тем гражданам, которые осуществляли трудовую деятельность, но также и тем, кто по объективным причинам не работал (уход за детьми. Не трудоспособность, инвалидность).
2. Общедоступность социального обеспечения.
3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни.
4. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения.
Под основаниями социального обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право на социальное обеспечение. Так, это - временная нетрудоспособность, инвалидность, достижение определенного возраста, потеря кормильца, смерть, рождение человека и др.
5. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений. Она может быть обусловлена факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, семейное положение и т.д.
6. Целевое использование средств. Данный принцип предлагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств. Специально выделенных и предназначенных для этих целей (государственные средства и добровольного социального страхования, благотворительности…). Кроме того, в соответствии с гл. 24 НК РФ для создания эффективных условий социального обеспечения на территории России был введен единый социальный налог
Право граждан на социальное обеспечение и роль гос-а в реализации данного права.
Право гр-н на достойный уровень жизни и его реализации в сфере социального обеспечения.
Понятие страхового стажа.
Страховой стаж
– это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.
В
страховой
стаж
включаются:
1) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, имеющими право на трудовую пенсию (граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ"), при условии, что за эти
2) периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;
3) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, имеющими право на трудовую пенсию (граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ") за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренный законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ согласно ст. 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ";
4) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
5) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
6) период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3-х лет в общей сложности;
7) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
8) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
9) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет
Пособие по безработице.
Пособие по безработице - это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке. Решение о выплате пособия по безработице должно быть принято одновременно с принятием решения о признании гражданина безработным.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачётом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Социальная помощь на дому.
Надомная помощь от города ветеранам, одиноким пенсионерам и инвалидам предоставляется на основании договора социального обслуживания.
Имеют право на соц. обслуживание.:
1. одинокие или одиноко проживающие граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)
и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самообслуживания;
2. супруги погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак;
3. граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним категории граждан;
4. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Понятие ПСО.
Право социального обеспечения – совокупность правовых норм, регулирующих обществ. отношения, возникающие в области матер. обеспечения отд. категорий граждан в случаях, признаваемых гос-вом соц. значимыми.
Функции социального обеспечения.
Функции ПСО:
1) защитная (оказание помощи населению);
2) демографическая (стимулир. роста населения);
3) политическая (выравнивание уровня жизни разных слоев населения);
4) экономическая (матер. поддержка нуждающихся).
3. Предмет ПСО .
Предмет ПСО – обществ. отношения, регулируемые нормами законодательства сфере соцобеспечения и возникающие в связи с: 1) обеспечением граждан в ден. форме (пенсии, пособия, компенсации); 2) предоставлением помощи нуждающимся в виде различного рода соц. услуг (соц. и мед. обслужи вание, льготы инвалидам, престарелым и иным категориям гр-н, санаторно-курортное лечение); 3) процедурные отношения (установление юр. фактов, порождающих матер. отн-я в сфере соц. обеспечения, принятие решения соответствующим органом о применении норм зак-ва); 4) процесс. отн-я (возникают при защите гражданином своих прав на соц. обеспечение путем обращения в вышестоящую инстанцию либо суд).
Метод ПСО.
Метод ПСО – совокупность приемов и способов воздействия норм ПСО на участников отн-й, складывающихся в сфере соц. обеспечения граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Особенности метода ПСО :
1) управомочивающий характер норм ПСО;
2) юр. факты, порождающие регулируемые отн-я не зависят от воли сторон;
3) сочетание централиз. и локального регулирования;
4) присутствие элементов как диспозитивного так и императивного методов правового регулирования;
5) специфические меры отв-ти за невыполнение обязанностей по соцобеспечению.
Система ПСО.
Делится на две части: Общая и особенная часть. К общей -нормы, закрепляющие права человека в области социального обеспечения; -нормы разграничивающие компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области соц.обеспечения; -нормы принципы; -Нормы, устанавливающие виды социальных рисков.
К особенной части относится:
Нормы регулирующие предоставление пенсий;
Нормы, регулирующие предоставление пособий и других социальных вплат;
Нормы регулирующие бесплатное предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг;
Нормы регулирующие бесплатное предоставление медицинских услуг.
Понятие источников ПСО.
В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила
Источники ПСО:
Международные источники –общепризнаные принципы международного права; -Общепризнаные нормы международного права; -международные договоры.
Национальные источники –законы; -иные нормативно правовые акты.
Функции социального обеспечения - Это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.
Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.
Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции. Поскольку общество подразделяется на пять основных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-бытовую, - необходимо различать экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения.
Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункции: распределительной, обеспечительной и производственной.
С помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели - это действия органов государства, органов местного самоуправления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и др.
Сущность обеспечительной подфункции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и проч.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.
Производственная подфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ.
Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества.
Социальное обеспечение направлено прежде всего на предупреждение, смягчение или устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции.
Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т.п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработица и т.п.). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг и т.д.
Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.).
Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице и др.
В политическую функцию входит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики. Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством. Социальное обеспечение играет важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе.
Духовно-идеологическая функция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества. Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами - различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией. Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.
Идеологическая подфункция составляет отношения между социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на социальное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует па сознание людей, укрепляет их доверие к государству.
Моральная подфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.
Социально-психологическая подфункция основана на взаимосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие па развитие социальной психологии.
Демографическая функция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе. Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.
Жизнь человека долгая и непредсказуемая, в любой момент каждый может оказаться в трудной жизненной ситуации, впоследствии чего может ухудшиться состояние здоровья, в итоге потеря основного источника заработка. В современной России при действующем принципе гуманизма, каждый гражданин имеет право на социальную поддержку от государства.
Руководствуясь основным тенденциям социально-экономического развития общества, все разнообразие допустимых рисков сосредоточилось в едином доминирующем социальном риске - потере трудового дохода.
Характерные признаки, позволяющие называть некие события социальным риском:
Обусловленность конкретной экономической системой и общественная организация труда;
Имущественные последствия в виде отсутствия дохода от любой трудовой деятельности, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
Заинтересованность общества и государства в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.
С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в четыре основные группы (рис. 1 Виды социальных рисков).
Демографические и экономические риски напрямую не отражаются на трудоспособности дееспособного человека. Но конечно же, длительное отсутствие работы, бесспорно, приводит к всеобщему снижению уровня жизни членов семьи безработного и его членов семьи, а так же со временем потеря профессиональных навыков. Так же, дополнительные расходы связанные с многодетностью может привести к резкому снижению уровня жизни семьи, ухудшению состояния здоровья, ухудшению качества питания.
Итак, социальный риск - это вероятное событие, при наступлении которого наступает отсутствие материального обеспечения в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания.
В современной рыночной экономике нет автоматических механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку данные механизмы требуют значительные материальные затраты и не приносит прибыли. Поэтому данную задачу выполняет государство, достигшие определенного места в нише социально-экономического развития и осознание значимости для нормального функционирования общества. Государство, которое обеспечивает своих граждан, иностранцев, лиц без гражданства - находящиеся на территории странны, на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие можно назвать "социальным".
Рис. 1
Социальное государство - это государство, политическая направленность которого является перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости. Социальное государство создает систему социального обеспечения, принимает непосредственное участие в финансировании пенсий, компенсаций, пособий, медицинских и социальных услуг (рис.2 Социальное обеспечение).
Согласно Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Основная обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека. В ст.7, ст.37-41 Конституции РФ раскрыты права на социальное обеспечение.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод что: социальное обеспечение - это проявление заботы государства о его гражданах, оказание материальной и социальной помощи нетрудоспособным по независящим от него причинам утраты заработка средств на существование.
Рис. 2
В связи с обширностью области деятельности социального обеспечения, у него имеется ряд функций, которые заслуживают внимания. Социальное обеспечение и общество связно невидимыми нитями. Общество и все его составляющие определенно влияет на социальное обеспечение. Для эффективного взаимодействия обратная связь имеет место быть в данной системе: благодаря своим функциям социальное обеспечение влияет на определяющие факторы.
Как известно современное общество делится на пять основных сфер деятельности: социальная, экономическая, политическая, духовно-идеологическая, семейно-бытовая. Функций социального обеспечения так же пять: социальная, экономическая, политическая, духовно-идеологическая, демографическая функции. Рассмотрим каждую из функцию более подробно.
1. Социальная функция.
Социальная функция отображает взаимосвязь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Социальное обеспечение, прежде всего направленно на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий от наступления различных тяжелых жизненных ситуаций. В зависимости от определенной ситуации можно выделить четыре подфункции:
защитная подфункция,
реабилитационная подфункция,
компенсационная подфункция,
политическая подфункция.
Защитная подфункция охватывает: защиту граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненной ситуации (старость, инвалидность, болезнь, безработицы). Осуществляется эта функция при помощи выплат пенсий, пособий, материальной помощи и т.д.
Реабилитационная подфункция нацелена на осуществление системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мер, исполняемых в целях устранения или возможно полной компенсации ограничений жизнедеятельности граждан, связанных с нарушением здоровья человека и расстройством функций организма.
Главной задачей реабилитации является возрождение социального статуса гражданина, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособности, приспособление их к труду. Данная подфункция воплощается в реальность при помощи выплаты пенсий по нетрудоспособности, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, устройство на работу и профессиональное обучение инвалидов обеспечение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.
Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, в том числе увеличение расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы первой необходимости, безработице и др.
2. Экономическая функция.
Экономическая функция социального обеспечения заключается в позитивном влиянии на экономику в целом, на потребности и интересы людей как основных участников процесса производства. Экономическая функция содействует обеспечению доступности всех социальных услуг, а так же экономическому росту. Данная функция имеет сложную внутреннюю структуру и включает в себя 3 подфункции: производственная, распределительная и обеспечительная.
При помощи производственной подфункции мотивируются граждане к труду, а также увеличивается производительность труда, освобождаются трудовые ресурсы от пожилых и нетрудоспособных сотрудников, что позволяет молодым специалистам приобрести рабочие места. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию крепких рыночных отношений и проведению экономических реформ.
Благодаря распределительной подфункции происходит доведение до потребителей особых материальных благ и услуг специальными способами. Распределительная подфункция включает в себя способы аккумуляции средств в особых фондах и распределение их на различные цели - это действия органов местного самоуправления, организации по отчислению денежных средств в фонды, направленные на социальное обеспечение, но назначению указанных денежных средств для выплат пенсий, пособий и обслуживания пенсионеров.
Обеспечительная подфункция отвечает за поддержание достаточного уровня благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения являются основным источником существования.
3. Политическая функция.
Политическая функция осуществляет взаимосвязь социального обеспечения и политики, прежде всего это социальная политика. Социальное обслуживание является средством, при помощи которого реализуются цели социальной политики. Институты и учреждения социальной политики способствуют практическому осуществлению всех социально-политических мероприятий, запланированных государством. Социальное обеспечение играет существенную роль в решении большого количества общих задач социальной политики в данный момент: улучшение материального благосостояния различных слоев населения, понижение уровня риска социальной напряженности, предотвращение ухудшения уровня жизни населения.
4. Духовно-идеологическая функция
Духовно-идеологическая функция обусловлена связью социального обеспечения и духовной сферы общества. Социальное обеспечение взаимодействует и с социальной сферой в целом, и с ее компонентами - всевозможными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с моралью, идеологией, социальной психологией. Поэтому в составе духовно-идеологической функции можно условно выделить три подфункции: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.
Идеологическая подфункция определяет взаимосвязь между идеологией и социальным обеспечением. Идеология отражает взгляды всех слоев населения на разные стороны жизни, в том числе и социальное обеспечение, которое активно сказывается на его сущности и характере. Эффективное социальное обеспечение положительно влияет на подсознание людей, тем самым укрепляя доверительное отношение с государством.
Моральная подфункция охватывает взаимосвязь этического убеждения и социального обеспечения, существующие в современном обществе. Большое значение в этом случае имеют этические взгляды общества на отношение к малоимущим, убогим, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает в себя оказание материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственности в современном обществе.
Социально-психологическая подфункция специализируется на организации взаимосвязи социальной психологии и социального обеспечения. Для каждого человека большое значение имеет уверенность в светлом будущем, благодаря социальному обеспечению реализация данной подфункции дает людям уверенность в завтрашнем дне, в социальной защищенности, чем оказывает положительное влияние на развитие социальной психологии.
5. Демографическая функция.
Последняя, но так же очень важная функция демографическая, она включает в себя воздействие социального обеспечения на все демографические процессы, протекающие в обществе. Состояние общего уровня социального обеспечения напрямую зависит от демографической структуры населения и характерных демографических процессов. Социальное обеспечение благодаря социальным программам оказывается положительное влияние на демографические процессы. В основе демографической функции лежит создание социального стимулирования, поддержки и развития семей, увеличение рождаемости, а так же снижение уровня смертности населения.
Функции социального обеспечения - это определенные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.
Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.