Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Ответ

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Религии появились в форме различных верований (не имевших тогда четкой ещё организации подобной современной) практически одновременно с появлением человечества.

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики - как мы могли бы их себе вообразить - сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Подобная трактовка была поддержана многими христианскими мыслителями и получила свое дальнейшее развитие в различных богословских и философских трудах, в том числе и отечественных исследователей. Ощущение связи с миром духовным или, выражаясь словами протоиерея Сергия Булгакова, «переживание связи с Богом и опознание Бога» составляют суть религиозного опыта человека. При этом, как указывал мыслитель, «понятие “божество, бог” берется <...> в самом широком и неопределенном смысле, объемлющем различные религии, как формальная категория, применимая ко всевозможному содержанию. Существенным признаком, установляющим природу религии, является объективный характер этого поклонения, связанный с чувством трансцендентности божества» .

Итак, «религия, – продолжает данную мысль другой известный отечественный философ , – есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении , в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости» . , давая определение религии, также отмечал, что «религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом» .

Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.

На этот вопрос протоиерей Сергий Булгаков предлагает следующий ответ: «Народный, экзотерический буддизм, которому, собственно, и обязана эта религия обширностью своего распространения, отнюдь не ограничивается одной “нетовщиной”, но содержит в себе элементы конкретного политеизма, даже фетишизма. Сверх того, – и это самое главное, – буддийское ничто, небытие, нирвана, всеединство безразличия <...>, отнюдь не представляет собой только отрицательного понятия, но вполне подходит под наше общее определение Божества. <...> Это положительное ничто и составляет подлинную, хотя и трансцендентную для нас действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение» .

Данный образ, указывающий на пребывание Творца в непосредственном и постоянном диалоге с , является вместе с тем выражением подлинного боговедения, свойственного человеку в тот период.

Если применить к религиозному сознанию первых людей религиоведческую терминологию, то необходимо сказать, что их представления были монотеистичны. Впрочем, здесь необходимо сделать важное уточнение: этот монотеизм был не абстрактным философским построением, а живым ощущением, проистекающим из личного духовного опыта.

Драма греха не только сделала преступником Божественной заповеди, но и исказила его природу и помутила сознание. Один из величайших богословов Древней Церкви святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, уподобляет произошедшее с внутренним состоянием человека после грехопадения зеркалу, которое перестало отражать Создателя. Душа, «закрыв в себе множеством столпившихся телесных вожделений, не видит уже того, чтó дóлжно умопредставлять душе, а носится повсюду и видит одно то, что подлежит чувству» .

Прямым следствием подобного искажения стало уклонение от богозаповеданных истин изначальной религии, возникновение политеистических культов, где Создатель Вселенной представал пред людьми в самых разнообразных и причудливых культовых образах. В результате произошло то, что замечательно описал апостол Павел в своем послании к римлянам: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки " ().

Форм политеизма (многобожия) на протяжении истории человечества существовало великое множество. Однако в данном случае наша задача будет состоять не в том, чтобы описать все имевшие место на земле религиозные феномены, а охарактеризовать наиболее распространенные и активные в своих проявлениях религии. И для того, чтобы иметь возможность дать представителям этих традиций ответ о своей вере с кротостью и благоговением (), необходимо ясно представлять основные вехи в истории религиозной традиции, а также содержание ее ключевых доктрин, ритуальных и этических норм.

Христиане, будучи наследниками и хранителями богозаповеданной веры, открытой во всей возможной для нас полноте Господом Иисусом Христом, вместе с тем не являются единственными представителями традиции, восходящей через Ветхий Завет к изначальному монотеизму. Прежде чем приступить к рассмотрению политеизма, следует сказать о двух ключевых религиях, вместе с м имеющих отчасти общий ветхозаветный корень. Это иудаизм и ислам. Об этих трех монотеистических религиях и пойдет речь в настоящем разделе.

Кафедра философии, политологии и социологии

Дисциплина: философия

Религиозное сознание и его структура

Выполнила: студент группы 8-Э-1

А.С. Стрелкова

Проверил: доцент

А.В. Воецкий

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. История возникновения религии……………………………..5

Глава 2.Определение религиозного сознания………………………...12

Глава 3. Структура религиозного сознания…………………………...14

Заключение……………………………………………………………....17

Список используемой литературы…………………………………….18

Введение

Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.

Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки.

Итак, мы подошли к рассмотрению отношений между наукой и религией с точки зрения, весьма отличающейся от обычной. Если эти отношения рассматривать в историческом плане, то науку и религию по очевидной причине придется считать непримиримыми противоположностями. Для того, кто всецело убежден в универсальности действия закона причинности, идея о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможна. Разумеется, если принимать гипотезу причинности всерьез. Такой человек ничуть не нуждается в религии страха. Социальная, или моральная, религия также не нужна ему. Для него бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным. На этом основании науку обвиняют, хотя и несправедливо, в том, что она подорвала мораль. На самом же деле этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

Глава 1. История возникновение религии.

Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а позднее уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев, имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению.

Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными силами.

В первобытном обществе возникают:

Тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом)

Магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата)

Фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства)

Мифология

Анимизм (вера в духовные существа).

Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов.

Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов.

Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархичную систему - церковь.

Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.

Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство.

Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:

Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

Стадия приспособления (II в);

Стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).

На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные господством Римской империи люди.

На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев общества.

Они брали на себя функцию идеологического и литературного оформления христианского учения. В рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему миру возникла церковь как система учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.

В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.

Христианство, по И.Н. Яблокову, обладало качествами чрезвычайно важными во всех отношениях. Его космополитическая направленность, выработавшаяся в предыдущем веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед богом все равны”, его демократичность по отношению к социальным низам, реально не угрожающая правящим слоям общества, создавали условия наилучшего распространения в многонациональной массе населения. Его верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного подчинения со стороны всех слоев общества.

Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в порядке своего рода естественного отбора - наиболее многочисленные, влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции.

Полагается, что с этого времени церковь как орган управления приобретает относительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности - нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.

Таким образом, можно прийти к выводу, что религиозное мировоззрение имеет довольно долгую историю. Религия возникает практически вместе с появлением человека, она претерпела множество изменений, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас.

Если бы мы спросили священника, откуда появилась религия, его ответ, скорее всего, уходил бы корнями в теологию. То же самое справедливо для раввинов, имамов, йогов и других. Мы считаем, что исток нашей личной веры даст ответ на вопросы о ее возникновении. Однажды Артур Шопенгауэр: «Каждый имеет пределы своего собственного видения для границ мира».

Религия появилась в результате... смерти?

Тем не менее, мы частично ассоциируем духовные практики с безграничностью, подобно тому, как мы предполагаем, что «душа» пребывает внутри нашей плоти, пока она не будет освобождена. Смерть, по сути, часто рассматривается как главная составляющая в основе религии. Ритуалы и верования о загробной жизни дают «противоядие», но в то же время требуют значительной ответственности.

Такой взгляд появился сравнительно недавно. Историк религии Карен Армстронг также предполагает, что главной причиной ее возникновения стала смерть, хотя, возможно, и не так, как мы ожидаем. В своей последней книге «Поля крови: религия и история насилия в мире» она пишет: «Многое из того, что мы сейчас называем религией, первоначально коренилось в признании того трагического факта, что жизнь зависит от уничтожения других живых существ. Ритуалы были призваны помочь людям примириться с этой неразрешимой дилеммой».

Дилеммы первобытных людей

Интересно отметить, что эта дилемма появилась из-за необходимости убивать животных ради добычи, а не из-за убийства других людей. По мере того, как в растущих обществах наши предки развивали этику, живя в более крупных и разнообразных группах, наши парадоксы не могли оставаться завуалированными. В то время как люди помогали своим семьям и друзьям, они регулярно забирали жизнь у других животных, многие из которых (по-своему) делали то же самое.

Как могло двуногое животное, которое получило преимущества за счет развития неокортекса, осознать то, что оно жаждет безопасности в нестабильном мире, но при этом должно убивать ради еды других живых существ? То, что это биологическое наследство, не подлежит сомнению. Но остается еще один вопрос: как мог человек с одной стороны создавать жизнь, в то время как с другой приходилось ее постоянно забирать?

Как появились первые ритуалы?

Вспомните грубые инструменты, которые использовали эти первобытные охотники, чтобы убивать животных. Они еще не могли использовать преимущества пороха или современного охотничьего оборудования, которое доступно сейчас богатым туристам. Как отмечает Армстронг, древние стрелки едва ли могли пробить кожу животного. Именно поэтому на кончики стрел начали наносить яд, и охотникам оставалось лишь ждать, пока он подействует, и отслеживать животное. Оказывается, именно в тот момент, когда появился такой способ охоты, и была рождена та вещь, которую сейчас мы называем религией.

По мере того как животное умирало, охотники собирались вокруг него, поглаживая его голову и напевая песни. Если животное кричало из-за боли, они плакали и сопереживали. Они воспринимали это как жертву, которая помогает им самим выжить. Наши предки знали, что они были частью этого процесса, а не существовали отдельно от него. Именно так и появился ритуал.

Современное видение религии

Только романтики давно минувших эпох могут утверждать, что раньше жизнь была намного проще, чем сейчас. Как пишет Армстронг, ранние люди любили охоту. Многие продолжают эту тенденцию и сегодня. Это так же заложено в нашей ДНК, как и эмоции. И идеология, которую мы разработали, помогала нам справиться с тем знанием, что мы, как и животные, должны будем умереть.

Но современное видение естественного мира приводит человека в замешательство. В мире, где правит наука, а религия преимущественно воспринимается как здание, куда вы должны идти в определенное время года, что-то особенное теряется.

На протяжении всей своей книги Армстронг утверждает, что наше понимание того, что мы сейчас называем религией, является относительно современным изобретением, взлелеянным светскими достижениями в Европе и Америке в последние 200 лет. Это значит, что не было никакого явления, названного религией, отдельного от повседневной жизни. Космическое и обыденное существовали вместе.

Трудности восприятия

Трудно себе представить эту связь, когда ради выживания вам больше не нужно никого убивать, и вы покупаете мясо в магазине упакованным и уже без костей. Еще труднее это понять на современной охоте, где вы стоите на расстоянии сотни метров от животного и нажимаете на курок. И речь идет не о квалификации или удобстве. Речь идет об эмпатии. Нам не хватает эмоций, поскольку мы уже очень далеки от своего происхождения.

История создания

В своей классической работе по данной теме Мирча Элиаде писал: «Более полезным, чем засекречивание мифов и поиск их возможного происхождения, является изучение их структуры и роли, которую они играют в духовном опыте примитивного человека».

История создания очень важна: она возвращает нас на землю. Знания о том, где возникла традиция, помогут нам проследить перипетии принятия идеологии на протяжении тысячелетий. Иногда это хорошо. Все мы знаем библейские, коранические и другие теологические пассажи относительно рабства и порабощения женщин, которые не должны играть никакой роли в нашем современном мире. Мы эволюционировали, и по большей части это положительное развитие событий.

Но иногда старая мудрость имеет ценность. Наши предки понимали, если они берут что-то, значит, необходимо отдать что-либо взамен. Ритуалы, которые сегодня нам могут показаться странными, были попытками сделать это.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Вы задумывались, почему религия на протяжении многих веков ? Почему не теряет значимости в наше время?

Ну, с древним человеком понятно. Необычные явления природы, катаклизмы нужно было как-то объяснить, «оправдать» для себя. Первым шагом , а уже потом на ее почве возникло язычество – вера во многих богов. Люди поклонялись , ветру, небу из-за банального страха перед непознанным.

Век технического прогресса раскрыл тайны природы, разложил по полочкам ответы на загадки, объяснил суть явлений. Но продолжает оставаться частью современной жизни. Почему?

Может, ответ кроется в самом понятии? Давайте вместе попробуем разобраться, что такое религия, какие таинственные ниточки она использует для управления людьми.

Религия - что это такое

Слово «религия» позаимствовано из латинского языка. Латинское religare означает «связывать их, соединять», а religio – «святыня, благочестие».

Таким образом, религия – это совокупность взглядов людей (это не я говорю, а определение, потерпите – без него никак), основанная на общей вере в сверхъестественное. Построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов.

Есть и другие определения религии, но суть сводится к одному:

это коллективное поклонение божественным силам, особое отношение человека к миру, самому себе, определенное видение смысла жизни.

Любая религия состоит из трех частей :

  1. религиозного сознания;
  2. культа (кому, как поклоняться);
  3. организации, то есть четкого разделения на простых верующих и руководителей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, часто эти слова употребляются как синонимы.

Вера – это безоговорочное , без поиска доказательств и лишних рассуждений.

Да, вот так – вера либо есть, либо нет. Промежуточного состояния попросту не бывает.

Признаки религии это:

  1. Иррациональность (вера в абсолютную истинность)
  2. (не требуется никаких доказательств)
  3. Ритуальность (молитвы и другие священнодействия)
  4. Вера в сверхестественное
  5. Необоснованность

Функции религии

Каждый человек (ну, почти) подсознательно хочет быть защищенным. Чтобы кто-то добрый, мудрый, справедливый пришел на помощь в трудную минуту, уберегал от бед и несчастий.

Ведь часто бывает так, что люди приходят к вере после того, как в жизни случилось что-то страшное, непоправимое – потеря близкого человека или неизлечимая болезнь, например.

Отсюда вытекают основные функции религии, то есть, как она воздействует на общество:

  1. Мировоззренческая функция — формирование определенной картины мира у своих последователей.
  2. Ценностно-смысловая — ответ на вопросы о смысле жизни и выработка основных ценностных ориентиров.
  3. Психологическая (компенсаторная функция) — утешение в трудную минуту (облегчает страдания) через молитву, медитацию или обращение к богу.
  4. Коммуникативная функция - объединяет людей, дает возможность общаться и не чувствовать себя одиноким.
  5. Культурно-транслирующая — передача культурного наследия из поколения в поколение.
  6. Воспитательная функция - прививает правила, навыки поведения.
  7. Регулятивная - упорядочивает стремления и деятельность человека.
  8. Интегрирующая - объединяющая группу верующих и противопоставление ее другим религиям.

Наука говорит, что зачатки религиозных верований возникли целых 40000 лет назад. Факт подтверждают найденные захоронения первобытных людей, рисунки в пещерах. Представьте себе, у человека нисколько не уменьшилась со временем, мы также порой бываем беззащитны перед непреодолимыми обстоятельствами.

Виды мировых религий

Не думайте, что в древнем мире веровали все одинаково. Уже тогда существовали разные виды религий, которые отличались между собой объектами или субъектами поклонения (то есть это были неодушевленные предметы или живые люди).

Посмотрите, какие верования были распространены. Термины, конечно, придумали гораздо позже, так что наши древнейшие предки сами не знали, что их вера так называется:

  1. Тотемизм – священным считались какие-то предметы, животные или растения, магической защитной силой наделялся тотем (оберег).
  2. – сверхъестественные способности приписывали неживому предмету, например, камню или черепу животного. У него просили помощи и защиты.
  3. Шаманизм – все племя поклонялось шаману, который умел разговаривать с духами, советоваться с ними, а затем передавал их требования людям.
  4. Анимизм – верили, что душа есть не только у человека, но и у всех окружающих предметов и явлений природы, причем после смерти она продолжает существовать.

В современном мире, как ни странно, число религий не уменьшилось, а, напротив, выросло. Возникали они не одновременно, у них разное число последователей. Некоторые древние формы в немного видоизмененном виде по-прежнему продолжают существовать. Всего насчитывается не меньше ста религиозных конфессий (направлений).

Безусловно, больше всего последователей имеют мировые религии (на то они и «мировые», правда?). Это значит, что их исповедуют народы самых разных стран.

К мировым религиям относятся:

  1. Христианство
  2. Ислам

Первые две из них – монотеистические, основываются на почитании одного бога.

Христианство - это самая массовая мировая религия

Насчитывает приблизительно 1,5 млрд верующих. Возникновение связывают с рождением Иисуса Христа – сына Бога и простой девушки Марии. Это произошло в Палестине, на востоке Римской Империи. От рождения Иисуса теперь отсчитывает летоисчисление все человечество, поэтому смело можно говорить, что христианство возникло в I веке новой эры.

У Иисуса Христа было 12 учеников – апостолов, один из которых оказался предателем. В 33 года Иисуса распяли на кресте, после чего он воскрес на третий день и вознесся на небо.

Основа христианской религии – это вера в единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, а также спасение души через посты и молитвы. Главная книга – Библия, состоящая из Ветхого и Нового Завета, символ – крест.

В христианстве три направления :

  1. православие
  2. католицизм
  3. протестантизм

Разделение произошло в 1054 году из-за разногласий между

Папой Римским и константинопольским патриархом. Православие исповедуют Россия, и Восточной Европы, католицизм – Западная Европа, Литва, Чехия, Польша. Протестантизм распространен в США, Канаде, Австралии, Великобритании.

Ислам - это самая молодая мировая религия

Приблизительно 1,3 млрд верующих. Основателем является пророк Мухаммед. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами , а поклоняются они Аллаху. Это самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Мекке.

Догматы Корана (это такие правила, которые диктуют нормы поведения) мусульмане выполняют неукоснительно: совершают ежедневные молитвы – намаз, соблюдают посты, не употребляют алкоголь.

Это называется «жить по закону Шариата». Так же, как христианство, ислам учит о бессмертии души и возможности спасти ее после смерти.

Основные, самые крупные направления ислама – суннизм и шиизм , но есть и другие. Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке, шиизм – в Азербайджане, Иране, Ираке.

Буддизм (приблизительно 300 млн последователей)

Зародился еще в VI веке до н.э. Основателем был сын раджи (правителя) Индии Гаутама. С детства мальчика окружала роскошь, он не знал, что в мире существуют страдания. Радже предсказали, что его сын станет царем или Учителем.

Гаутаму всячески и несправедливости. Только в 30 лет он впервые случайно встретил прокаженного старца и похоронную процессию, увидел страдающих людей. Они произвели на Гаутаму большое впечатление, он стал много размышлять, медитировать.

В итоге (блаженства, полного покоя), стал первым просветленным человеком – Буддой.

Существует мнение, что буддизм нельзя в полной мере относить к религиям , так как его приверженцы никому не поклоняются. Их главная цель – преодолеть страдания, избавиться от земных желаний, достичь нирваны.

Национальные религии

Не все религии мира широко распространены (не путайте, пожалуйста, с мировыми религиями). Есть и такие, которые сложились в рамках одного государства, народа или поселения.

Это – национальные религии, вот их список:

  1. иудаизм (Израиль);
  2. индуизм, джайнизм (Индия);
  3. даосизм, конфуцианство (Китай);
  4. синтоизм (Япония).

Некоторые племена Африки, Азии, Океании до сих пор сохранили верования древних предков – фетишизм, тотемизм, анемизм.

Религия - это одна из форм культуры

Мы выяснили, что религия устанавливает нормы поведения, регулирует отношения людей, даже наполняет жизнь смыслом (повезло же тем, у кого его не было). В процессе развития религиозные обычаи тесно переплетались с культурными традициями разных народов. Настолько тесно, что их уже не разделить.

Например, христианский обычай печь блины и жечь соломенную куклу на масленицу уходит корнями к язычеству, поклонению богу солнца Ярило. Таких примеров можно привести бесконечное множество. Поэтому ученые рассматривают религию как одну из форм культуры , результат человеческой деятельности.

Подводим итоги. Получается, что религия сегодня совершенно не утратила ценности. Она также нужна людям, как много веков назад. Процент верующих людей примерно одинаковый в высокоразвитых и развивающихся странах.

Верить или нет – личное дело каждого человека, мы же просто констатировали факты.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Секуляризация - что это за процесс и как он влияет на наше сознание Догма, догмат и доктрина - что это такое Плюрализм - это инакомыслие, выражаемое в политической и других сферах (например, плюрализм мнений) Значение слова тщеславие - что это такое и почему это плохо Что такое реинкарнация с точки зрения религии и науки и каковы ее законы Профанация - это невежество профанов, которые считают способным оскорблять то, что не доступно их пониманию Ортодоксальный - что это значит и когда уместно употребление слова ортодокс и ортодоксия Что такое канон - в религии, искусстве и обществе Саентология - что это: культ, наука или религия