Вас назначили старшим воспитателем. Это признание вашего образования, вашего педагогического таланта и авторитета и в то же время - большая ответственность. Как оправдать доверие, как показать себя с лучшей стороны? Этот вопрос стоит перед всеми старшими воспитателями, и каждый решает его для себя как может.
Хочется блеснуть эрудицией, продемонстрировать свои знания в области теории и методик, заполнить огромное количество бумаг: планы, диагностические карты, отчеты, анализы. Надо, надо, надо...
Но люди, работающие с вами, - не бездушные роботы. Они живые женщины, каждая со своим характером, со своими проблемами, достоинствами и недостатками. Они не только педагоги, они - женщины, мамы, сестры, бабушки. И вы, как старший воспитатель, должны помочь им быть заинтересованными, но не зацикленными только на работе - веселыми и талантливыми, артистичными, идущими в детский сад, как на праздник.

Для начала познакомьте своих коллег с «Правилами педагогической гигиены». Раздайте им яркие памятки, предложите повесить над своим рабочим столом и читать каждое утро и каждый вечер, постоянно останавливаясь глазами на этих нехитрых, но в то же время мудрых советах.

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИГИЕНЫ

1. Пришла в детский сад - придай своему лицу умное и благородное выражение.
2. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: «Вон воспитательница пошла».
3. Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
4. Иди на работу с радостью, выходи с работы с приятной усталостью.
5. Шути до тех пор, пока не научишься.
6. Помни: невнимательный врач может навредить телу больного, невнимательный педагог - душе ребенка.
7. Входи к детям, точно зная, для чего ты здесь и что будешь делать.
8. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
9. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
10. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
11. Если ты умеешь самый обычный факт преподнести как открытие и добиться удивления и восторга детей, можешь считать, что главное дело сделано.
12. Желая высказать родителям своих воспитанников всю подноготную, вспомни, что правда не всегда горька, но иногда очень приятна.
13. Если к тебе на занятие пришли «гости», думай только о том, что ты лучший педагог страны и к тому же замечательная актриса.
14. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую, счастливую педагогическую жизнь.
15. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
16. Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
17. Отдай работе все силы, но, выйдя из детского сада, включись в другую - не менее прекрасную и полноценную - жизнь.
18. Не ограничивай своих привязанностей работой, и у тебя будет все в порядке.
19. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих воспитанников, лицо твое озаряется улыбкой.
20. Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.

Потом попробуйте провести конкурс профессионального мастерства. Его вы можете назвать, как угодно. Но лучше не использовать набивших оскомину названий, типа «Лучший по профессии», «Педагог года», «Лучший воспитатель» и т.п., а придумать что-то свое, оригинальное, не такое, как у всех. Если вы почему-то не можете придумать интересного названия, откройте любую книгу афоризмов, пословиц, поговорок или сборник статей мастеров разговорного жанра.
Мне в свое время очень помогла книга Дейла Карнеги. В ней собрано огромное количество афоризмов и остроумных высказываний знаменитых людей. Мы написали наиболее понравившиеся высказывания - те, что имели отношение к нашей повседневной работе, - на больших листах ватмана и вывесили на всеобщее обозрение в самых посещаемых местах нашего образовательного учреждения. Изречения менялись каждую неделю. Это неизменно поднимало волну восторга в коллективе: оживление, шутки, эмоциональный подъем. Все сотрудники гадали, идя на работу в понедельник: что новенького предложат им на обсуждение? - а потом часто повторяли понравившиеся высказывания, цитировали их при каждом удобном случае.
Разместить эти «Островки эмоций» можно при входе, в методическом кабинете, перед кабинетом заведующей, возле кухни и т.п.
Но запомните! Подбирать афоризмы необходимо обдуманно, учитывая обстановку в коллективе, чтобы ненароком никого не обидеть, не вызвать кривотолков, разночтений, не дать повод для двусмысленных намеков. Вы работаете в женском коллективе, а это особенный контингент. Неловкий шаг, тактическая ошибка - и вы рискуете из друга превратиться во врага, сами того не желая и не понимая, как это могло случиться.
Но вернемся к конкурсу профессионального мастерства. Здесь также важно не перегнуть палку, соблюсти пропорции полезного с приятным. Конкурс в первую очередь проводится для того, чтобы сплотить коллектив, дать возможность педагогам показать себя. Воспитатель детского сада должен уметь взаимодействовать с коллегами: обсуждать, договариваться, сообща принимать важные решения, подчинять свои амбиции общим интересам. Как иногда хочется показать, что ты лучше других, талантливее, умнее, эрудированнее! Но ты - не сам по себе. Прежде всего ты член команды. Поэтому нельзя просто тянуть одеяло на себя или, наоборот, прятать голову в песок, как страус. Педагоги в ходе конкурса должны почувствовать, что они одна команда, единомышленники. И вы, старший воспитатель, - тоже их единомышленник. Во время подготовки к конкурсу вам ни в коем случае нельзя самоустраняться, перекладывая все на плечи воспитателей. Конечно, вы должны держать в тайне конкурсные задания, но помочь советом, предложить какие-то материалы в помощь участникам, оказать моральную поддержку вы просто обязаны! Иначе вас просто исключат из негласного круга «своих».

Можно сказать: «Мне этого не надо. Я - администратор и не нуждаюсь в том, чтобы меня любили воспитатели. Они обязаны мне подчиняться». Думая так, вы серьезно ошибаетесь. Поверьте моему опыту: понятие «администратор» не должно олицетворять в вашем сознании чопорную и надменную даму, высоко ценящую свои достоинства, взирающую на окружающих свысока и требующую, постоянно требующую что-то от подчиненных. Вы - старший воспитатель детского сада - в первую очередь должны быть для педагогов другом и советчиком, к которому всегда можно обратиться за помощью и за поддержкой, который никогда не оттолкнет, всегда поможет, посоветует, посочувствует, поймет, научит, как нужно сделать.
Вы сами увидите, как изменится ваш коллектив, как изменится отношение к вам после командного конкурса. Но для получения позитивного результата необходимо провести большую предварительную работу. Желательно сформировать для этого инициативную группу из числа педагогов. Необходимо тщательно расписать положение и программу конкурса и - это очень важно! - разработать содержательный компонент и критерии оценки каждого этапа с указанием количества баллов. Наконец, нужно определить состав жюри из числа компетентных и уважаемых в коллективе людей и начать активную подготовку к этому знаменательному событию, подключив как можно большее количество людей из обслуживающего персонала, чтобы каждый почувствовал свою причастность к этому мероприятию.

Да! Еще один немаловажный момент: важна качественная подготовка команды болельщиков из числа незадействованных сотрудников, родителей, детей соревнующихся педагогов. Участники должны почувствовать свою значимость, вес в коллективе, ощутить заботу и поддержку коллег, близких. А иначе зачем же вы все это организовали? Естественно, не для поднятия своего авторитета за счет воспитателей.

Прошел конкурс профессионального мастерства. Закончились совместные торжества победителей и побежденных. Вы, как старший воспитатель, обязательно подумайте о том, как преподнести победу и поражение, чтобы в сердцах участников не затаилась обида. Найдите для каждого добрые слова, подчеркните значимость каждого соревновавшегося, отметив, когда и как он очень помог команде. И, конечно же, устройте совместное чаепитие после конкурса, чтобы ваши сотрудники смогли обсудить какие-то ситуации не шепотом в кулуарах, а громко, во всеуслышание, находясь под впечатлением только что закончившегося конкурса. Тогда не будет повода для сплетен, злословий за спиной. Люди научатся без обид обсуждать спорные вопросы, находить «золотую середину» во взаимоотношениях.

Лариса ЛУКИНА,
заместитель директора по дошкольному воспитанию МОУ
«Начальная школа - детский сад» № 24,
г. Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа

1. Избегайте многословия. Около 80%информации дети воспринимают не через смысл слов, т.е. не через то, что сказано, а через то, как сказано (интонация, выражение лица, жесты, поза и т.д.)

2. Дети до 2-3 лет не слышат общих рекомендаций и просьб. Они понимают те слова, которые обращены только к ним. Поэтому обращайтесь к каждому ребенку отдельно, называя его по имени и мягко касаясь рукой (например: «Витя, собирайся на прогулку»)

3. Ни в коем случае не сравнивайте одного ребенка с другим! Запрещено «аттестовывать»: «он плохой, а ты хороший».

4. Рекомендовано хвалить детей « за любое проявление духовности ». Вербализуются, т.е. переводятся в словесный план, не замечания, а то, что может подбодрить ребенка.

5. Похвала- при всех, критика- наедине, причем только в том случае, если она может помочь; при разумной дозе одобрений критика обычно не нужна.

6. Говорите с ребенком так, словно те качества, которые вы хотите в нем воспитать, уже есть: «При твоем упорстве непременно добьешься, сумеешь сделать», «Твоих друзей привлекает к тебе и твоя щедрость».

7. Называйте детей только по именам. Узнайте предварительно, какой вариант его имени ребенку нравится больше: Люда, Людмила или Мила.

8. Вежливость воспитывается только вежливостью, но никак не замечаниями.

9. Речевым поведением педагог дает образец детям. В разновозрастной группе старшие дети обучают младших, копируя модель поведения воспитателя.

10. Устанавливая вместе с детьми правила поведения в группе, старайтесь «уходить» от слов «нет, нельзя, не». Потому что на уровне подсознания «Не» не воспринимается. Поэтому вместо

« Нельзя кричать, говорить громко» используйте «Говорите тихо» или «У нас принято говорить тихо».

11. Правила речевого поведения вырабатываются в ситуациях и ролевых играх. Когда дети на себе испытали неудобство совместного говорения и крика, они вырабатывают правило: « Хочешь, чтобы тебя услышали, подойди поближе и скажи тихо ».

12. С помощью речи человек может отстоять свои права, защитить себя. Почаще разыгрывайте сценки, когда по роли ребенку необходимо выступить в свою защиту. Дети осознают в таких ролевых играх, что хамство и защита своих прав- вещи совершенно разные.

13. Почаще наслаждайтесь красивой фразой , пословицей, поговоркой и «заражайте» этим детей.

14. С упоением читайте детям ваши любимые стихи, пересказывайте ваши любимые детские книги.

15. Если ребенок плохо себя ведет, не наказывайте его. Мария Монтессори считала, что плохое поведение- признак болезни, и поэтому предлагала ребенку как больному, самое удобное место, покой и тишину: «Отдохни от детей, посиди (полежи) подальше от них».

16. Используйте юмор, шутку как универсальное лекарство от бед и обид.

Элина Кругликова
Начало работы, или Начинающему воспитателю посвящается…

Помню первый свой день на работе . Не забуду его никогда. столько опыта дает именно этот первый день. Так наполняет душу. и помнится по минутам. в голове мелькают голоса и лица детей, улыбки и слезки, крик и шепот, рисунки, игры, вопросы и много всего.

Я пришла работать в середине лета в смешанную группу детей от 3 до 5-6 лет на следующий день после защиты диплома в педагогическом. И уже потом поняла что хотя бы половину тех знаний что дали мне 6 курсов университета стоило оставить за стенами детского сада. Вспоминать и пользоваться ими приходиться только потом, а для начала попробуйте не повторять за дургими воспитателями , не копировать их стиль и фразы, а просто быть собой. Дети настолько тонко чувствуют поведение взрослого, что ошибки быть не может. Вот несколько важных моментов.

Будьте ближе к детям. Начните с себя, вспомните свое детство : как хотелось поболтать с подружкой, поиграть в догонялки, не спать в тихий час, не есть ту невкусную котлету, да мало ли еще что не сделать. И вот вспомнив то ощущения, когда вас заставляют - вы все поймете. Может стоит разрешить поболтать но после обеда, поиграть в догонялки вместе с ними но на улице в безопасном месте, объяснить зачем нужно отдыхать в тихий час и посидеть на кроватке, разрешить съесть только ту вкусную картошку, да мало ли еще что. И может тогда вы построите тот первый мостик - мостик к малышу, который и есть весь мир.

Несколько наблюдений, сделанных мною практически в первую неделю работы . Длинная юбка на воспитателе - залог непременного успеха. Восприятие ребенком формы одежды происходит моментально, у него сложились некоторые образы и понятия о добре и зле. И поверьте, "тетя" в черных брюках и мрачной кофточке воспринимается ребенком немного иначе, чем одетая в юбку в пол спокойного тона и кофту, а если еще на ней бусы длинные, красивые! У меня в "рабочем гардеробе " таких комплектов несколько, от всех моих бус сходят с ума даже мальчики старшей группы, всем детям разрешается ими играть, трогать, рассматривать, но только сидя у меня на руках (кстати это дети безумно любят, т. к. это напоминает им раннее детство) .Многие вещи из гардероба созданы собственноручно, их дети особенно любят, будь то кошка с пуговичками вместо глазок или гусеница на футболке из ткани разных фактур. Дети чувствуют вещи, в которые вложена душа.

Еще один момент - разговаривая с ребенком, опуститесь до его роста. Сразу вспоминаются слова :

А Вы прилягте на траву,

Ведь это очень-очень просто,

И одинакового роста

Вы сразу станете с детьми.

Как точно сказано, сказанное с высоты взрослого не всегда попадает туда куда необходимо. На практике мною это проверено во многих ситуациях : будь то на прогулке или в группе, сравните фразы и почувствуете.

"Саша перестань бегать,"- кричит воспитательница на всю площадку . Несколько детей рядом испугались, еще несколько просто оглянулись, отвлекшись от игры.

"Сашенька, подойди ко мне пожалуйста,"- спокойным голосом подойдя максимально близко просит воспитатель . Саша подходит и ему объясняют зачем позвали и просят быть аккуратнее при игре с другими детьми. Да возможно не сразу, но вы добьетесь успеха.

Продолжение позже.

Практически все родители по достижении ребенком определенного возраста отправляют его в сад. Не каждый может позволить себе содержать няню. К выбору дошкольного учебного учреждения взрослые относятся с огромной ответственностью. В первую же очередь уделяется внимание воспитателю, который будет с ребенком в отсутствие родителей. Это должен быть человек, который действительно любит малышей и находит общий язык с ними. А все права и обязанности сотрудника дошкольного учреждения описывает детского сада.

Кто может стать воспитателем?

Для того чтобы начать работать в дошкольном учреждении, нужно получить диплом о высшем образовании по соответствующей специальности. К детям не может быть допущен человек, который не знает основ педагогики. Должностная инструкция воспитателя ДОУ указывает, что к работе с малышами может быть допущен сотрудник с медицинским заключением. Это значит, что перед поступлением на работу необходимо пройти полное обследование.

Воспитатель подчиняется заведующему и директору. Поступить на должность или уйти с нее можно только лишь по соответствующему приказу. Любые спорные вопросы или нестандартные ситуации, возникающие в процессе работы, обсуждаются с высшим руководством. В своей работе воспитатель должен руководствоваться должностной инструкцией, а также правилами внутреннего распорядка дошкольного учебного учреждения.

Рабочий день воспитателя

Большинство детских садов начинает свою работу уже в 7 утра. В это время воспитатель должен быть уже в учреждении, чтобы принимать первых детей. В каждой группе обычно работают два воспитателя. Работа проходит посменно. Это позволяет сотрудникам меньше утомляться и больше внимания уделять детям. График работы воспитателя составляется заведующим дошкольного учреждения и утверждается директором.

Должностная инструкция младшего воспитателя описывает количество часов, которое нужно отработать в течение недели. Полноценный график включает 36 рабочих часов. Сотруднику дошкольного учреждения также полагается отпуск, который может составлять 42 календарных дня. Кроме того, можно оформить выходные за свой счет.

Присмотр за детьми

Должностная инструкция воспитателя детского сада описывает основные обязанности сотрудника. В первую очередь специалист должен осуществлять тщательный присмотр за вверенными ему детьми. Малыши должны иметь хорошее самочувствие и психологическое состояние. Если ребенок жалуется на боль или ведет себя неестественно, воспитатель обязан немедленно доставить его в медпункт и сообщить об инциденте высшему руководству.

Совместно с медицинским персоналом воспитатель обязан проводить мероприятия, направленные на укрепление здоровья малышей. Сюда входит утренняя зарядка, а также ежедневные прогулки на улице.

За детьми младшего возраста воспитатель обязан осуществлять гигиенический уход. Взрослый должен проследить за тем, чтобы ребенок тщательно вымыл руки перед употреблением пищи, а также после посещения улицы и туалета. Малышей до трех лет необходимо регулярно высаживать на горшок. Если же ребенок испачкался, его необходимо переодеть и вымыть.

Детям, которые пришли в детский сад после болезни, уделяется особое внимание. Таких ребят нужно освободить от физических и эмоциональных нагрузок. Если ребенок продолжает чувствовать себя плохо, необходимо сообщить родителям. В некоторых случаях есть смысл продлить больничный.

Образовательная работа

Должностная инструкция помощника воспитателя описывает основные обязанности такого сотрудника в сфере образования. Специалист детского сада должен планировать занятия с детьми в соответствии с утвержденными государственными программами. Дети 2-3 лет в первую очередь обучаются самообслуживанию. К концу года они должны уметь самостоятельно есть, посещать туалет и одеваться. К проведению занятий воспитатель тщательно готовится. Обязательно необходимо использовать различные учебные пособия и плакаты.

Наиболее тщательно разрабатывается учебная программа для детей подготовительной группы. Задачей воспитателя является обучение детей буквам и азам письма. Если специалист работает с малышами добросовестно, они пойдут в школу уже со всеми необходимыми начальными умениями. Для изучения букв может использоваться методика Зайцева или "Букварь". А чтобы ребенок научился правильно держать ручку, ему предлагают работать с прописями.

Дневной сон в детском саду

Опытные педиатры считают, что ребенку до 6 лет просто необходим дневной сон. За несколько часов организм восстанавливает силы. Должностная инструкция воспитателя детского сада описывает обязанности специалиста по организации режима детей. Воспитатель совместно со своим помощником должен организовать день малышей таким образом, чтобы воспитанники успели не только научиться чему-то новому, но и отдохнуть.

Дневной сон в детском саду обычно длится с 13:00 до 15:00. Двух часов детям вполне достаточно для восстановления энергии. Некоторые малыши не хотят спать в детском саду. Должностная инструкция воспитателя ДОУ описывает, как поступать в таких случаях. Следует объяснить ребенку, что нужно вести себя тихо, чтобы не разбудить остальных малышей. Ребенок должен лежать в своей постели до окончания тихого часа. Даже простой отдых без сна позволяет восстановить силы.

Режим питания в детском саду

Обязательным для каждого дошкольного учреждения является четырехразовое питание. Малыши завтракают сразу, как только приходят в детский сад, обедают перед сном, полдничают после сна и ужинают перед уходом домой. Должностная инструкция младшего воспитателя ДОУ описывает, как должен вести себя педагог с детьми во время приема пищи. Малышам, которые еще не умеют самостоятельно держать ложку, следует оказывать помощь. Также необходимо следить за тем, чтобы дети съедали лишь свою порцию. По возможности малышу можно предложить добавку. Важно помнить, что у каждого ребенка существуют свои потребности в еде.

Должностная инструкция помощника воспитателя описывает, какие приборы должны использоваться во время употребления пищи. Детям младше 4 лет не позволяют использовать вилки. Этот столовый прибор является травмоопасным. Помощник воспитателя расставляет тарелки и приборы таким образом, чтобы малыши не мешали друг другу во время потребления пищи.

Организация прогулок на улице

Свежий воздух очень важен для нормального развития ребенка. обязательно должны входить в Должностная инструкция младшего воспитателя описывает, как должен вести себя сотрудник перед тем, как вывести малышей на свежий воздух. Воспитанникам, которые еще не могут обслуживать себя самостоятельно, необходимо оказывать помощь. Нужно помочь каждому ребенку одеться и обуться. Необходимо проследить за тем, чтобы подопечному было комфортно и уютно.

Должностная инструкция воспитателя детского сада указывает, что специалист не имеет права выводить детей за пределы дошкольного учреждения. Для прогулок имеются специальные площадки с песочницами и качелями. За каждой группой закреплено свое место. В исключительных случаях воспитатель может выводить детей на экскурсию в город или музей. При этом необходимо получить письменное разрешение вышестоящего руководства. Группа дошкольного возраста может выходить в город в сопровождении двух взрослых. Воспитатель обязан строго соблюдать правила дорожного движения и переводить детей через дорогу только по переходу.

Адаптация малышей к дошкольному учреждению

Первые месяцы в детском саду являются наиболее сложными для ребенка. Задача воспитателя заключается в создании психологического комфорта для ребенка, который еще вчера не разлучался с мамой даже на час. Должностная инструкция воспитателя ГПД описывает, как должен вести себя специалист с малышами ясельной группы. Необходимо дать понять ребенку, что в детском саду его не обидят, и что воспитатель - это человек, который на некоторое время сможет заменить родителей.

Не последнюю роль в адаптации ребенка к дошкольному учреждению играют также родители. Мама должна объяснить сыну или дочери, что ей в скором времени придется выходить на работу. Некоторое время ребенок будет проводить в детском саду. Важно заранее познакомить малыша с воспитателями и группой. Первое время кроху можно будет оставлять на несколько часов.

Должностная инструкция воспитателя по ФГОС не описывает эмоциональной составляющей работы специалиста дошкольного учреждения. Однако каждый должен понимать, что маленькие дети нуждаются в тепле и ласке. Особенно это важно для тех малышей, которые только лишь начинают посещать детский сад. Воспитатель может обнять и успокоить малыша, который плачет за мамой. Маленький человечек должен чувствовать внимание и поддержку.

Что должен знать воспитатель?

На должность специалиста детского сада необходимо приходить лишь по призванию. Не получится хорошего воспитателя из человека, который не находит общий язык с детьми. Но и одной любви к малышам недостаточно для того, чтобы стать квалифицированным специалистом. Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ описывает, что должен знать человек, чтобы начать работу с детьми дошкольного возраста. В первую очередь — это а также основные методики воспитательной работы. Также специалист обязан знать основные государственные законы и нормативные акты, связанные с воспитанием малышей дошкольного возраста.

Невзирая на то что в саду обычно есть медсестра, воспитатель детского сада обязан знать, как правильно оказать первую медицинскую помощь до прихода врача. Специалист ежегодно проходит курсы повышения квалификации по охране жизни и труда. Также воспитатель должен знать нормы противопожарной безопасности и

Должностная инструкция воспитателя интерната описывает основные нормативные акты, которые должен знать специалист, работающий с детьми-инвалидами. Таким малышам уделяется особое внимание. Обычно группы в дошкольных учреждениях подобного типа состоят из нескольких человек. Это позволяет воспитателю больше внимания уделять каждому ребенку с ограниченными возможностями.

Права воспитателя детского сада

Специалист дошкольного учреждения имеет права, предусмотренные трудовым кодексом. В первую очередь это возможность получить отпуск, включающий 42 календарных дня. Также воспитатель имеет право на выходные среди недели. В течение 7 дней специалист обязан отработать 36 часов. Есть возможность оформить отпуск за свой счет (не более 14 дней за год).

Специалист дошкольного учреждения имеет право внедрять собственные методики воспитания, если они дают хороший результат. Однако перед началом практики необходимо обсудить нюансы с вышестоящим руководством.

Ответственность

Должностная инструкция старшего воспитателя описывает, за что отвечает специалист во время нахождения малышей в дошкольном учреждении. В первую очередь взрослый следит за состоянием находящихся в группе. Также специалист отвечает за соблюдения всех инструкций и актов конкретного учреждения. Несоблюдение трудового распорядка является поводом для увольнения воспитателя.

Подведем итоги

Должность воспитателем в дошкольном учреждении - интересная и ответственная одновременно. Специалист имеет множество обязанностей. Но если человек пришел на работу действительно по призванию, никаких проблем не возникнет.

Воспитанию ребенка в дошкольном возрасте нужно уделять немало внимания. Прежде всего, это нужно для того, чтобы корректировать и направлять развитие ребенка в правильном направлении, что сделает процесс развития личности гармоничным. Также важно, чтобы все практические приемы, которые используются для воспитания в дошкольном возрасте, были правильными и уместными и не вредили малышу.

Пособие для воспитателей детских садов: почему интернет не подходит?

Многие родители, которые водят своих чад в детский сад, и воспитатели по ошибке думают, что в поиске необходимого пособия можно рассчитывать на помощь всемирной паутины. В интернете и правда есть масса информации, однако далеко не все источники заслуживают внимания. Многие пособия очень ненадежные, а, следовательно, использовать методы воспитания, приведенные именно в таких источниках очень не желательно. Да и сам отбор нужной и стоящей информации займет уйму времени, иногда он даже не приносит ожидаемого результата.

Любой педагог, который занимается с детьми дошкольного возраста, хотя бы раз интересовался возможностью поиска действительно полезной литературы и пособий. И это не странно, ведь каким бы хорошим не был воспитатель, и насколько большим бы не был его опыт, а границ для самосовершенствования нет. И, безусловно, черпать мудрость нужно именно из книг и пособий.

Мотивация детей: для чего это нужно и нужно ли вообще?

Мотивация к деятельности — организационный момент занятия (для старших детей может быть внутри занятия). На этом этапе организуется позитивный настрой ребенка к творческой деятельности на занятии, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в творческую деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»): доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка, беседа, в сообщение.

Все для воспитателя или последовательность развития способностей детей, по мнению авторов пособий

Первая часть занятия — коммуникативная деятельность. Этап общения. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Этот этап предполагает подготовку детей к творческой деятельности: актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для выполнения творческих заданий; тренировки соответствующих творческих операций. Рекомендации к проведению: коллективный полилог, коммуникативное взаимодействие, беседа, применение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала.

Вторая часть занятия — этап познавательной деятельности. Постановка задачи.

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания). Планируются задачи на обогащение, актуализацию творческого опыта. Рекомендации: использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

Третья часть занятия — этап творческой деятельности.

Первичное закрепление приобретенных знаний в творческой деятельности. Дети в форме коммуникативного взаимодействия решают творческие задачи. Рекомендации к проведению: коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию, соревнования, игровые ситуации.

Четвертая часть занятия — этап оценочно-контрольной деятельности. Постоянная работа по выбранному направлению творчества (рисование, конструирование, музыка, лепка). На этом этапе занятия используется индивидуальная форма взаимодействия: старшие дошкольники самостоятельно выполняют творческие задания на применение нового способа действий, самостоятельно оценивают собственные творческие работы.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, что способствует привлечению детей к дальнейшей творческой деятельности. После завершения фиксируется ступень соответствия поставленной цели и результатов творческой деятельности и определяется цель последующей творческой деятельности.

Использование в обучении детей дошкольного возраста игр интерактивного характера (игры на взаимодействие) делает повышение групповой творческой активности, которая основывается на определении каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения.

Авторитетные пособия для воспитателей детских садов очень часто приводят интересные методики и методы работы с детьми. Ниже представлены этапы интерактивных занятий, которые очень часто можно найти в пособиях, и которые может использовать любой педагог.


Этап общения. Мотивация. Презентация темы занятия.

Цель – сфокусировать внимание детей на творческом задании и вызвать интерес к нему; обеспечить понимание детьми содержания творческой деятельности, то есть того, чего они могут достичь на занятии, чего от них ожидает воспитатель. Использование вопросов, коротких историй, небольших задач-проблем (до 3 мин.).

Этап познавательной деятельности. Получение необходимой информации

Цель – дать детям достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять творческое задание (актуализация знаний). Уместно небольшой опрос (до 5 мин.).

Этап творческой деятельности

Интерактивное упражнение — центральная часть занятия. Цель — овладение творческими видами деятельности. Последовательность проведения этого этапа: инструктирование — ознакомление с целью и правилами творческой деятельности, последовательности последовательность действий и количеством времени на выполнение творческого задания; выяснения необходимости индивидуальной помощи; объединение в группы по определенному признаку (критерию) или распределение ролей выполнение творческого задания (воспитатель — организатор, консультант ведущий, находится рядом) презентация результатов работы (до 12 мин.)

Этап оценочно-контрольной деятельности.

Цель: обсуждение с целью освещения проделанной творческой работы, обратить внимание на совпадение (или наоборот) ожидаемых и полученных результатов. Вопросы к детям: что нового узнали; как это можно будет использовать и тому подобное (до 3 мин.).

Систему задач, предлагаемых детям, можно условно назвать «О чем мы узнали? Чему мы научились? ». Приводим варианты вопросов для беседы: чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где будут применены? Какое творческое задание для тебя оказалось самым интересным? Какие открытия сделал для себя? Чему новому ты научился? Что тебя удивило? Какие новые игры тебе понравились? Вспомни, кто кому помог на занятии? Что запомнилось больше всего? Где возникло осложнение? Чем именно ты гордишься после занятия? Чего на занятии тебе не хотелось делать? Почему? Что тебе не удалось на занятии? Какие результаты группы? (Мои собственные)? Кого можно похвалить? Перед кем ты хотел бы похвастаться успехами? Возможно использование специальных сигналов — цвета, знак, шкалы для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Принцип доминанты: что говорят об этом в пособиях?

Принцип доминанты на занятии с детьми реализуется, когда воспитатели уделяет внимание какому-то вопросу, проблеме, раздела, то есть делается акцент только на одном (любом) виде творческой деятельности с детьми (этот вид доминирует). Другие виды деятельности выступаю как вспомогательные. К средствам обучения относим: культурная творческая среда, общения взрослого и ребенка, специально организованные занятия.

При определении и формулировке цели, кроме приоритетной цели — развитие творческих способностей, — воспитателю необходимо задавать характер игр и упражнений, что обязательно должны меняться от занятия к занятию, позволяя разнообразить творческую деятельность ребенка, сохраняя и поддерживая ее положительные эмоции. Какие-либо игры только тогда дают результаты, когда дети играют в них с интересом, увлеченно. Так же и творчество — это всегда интересно, увлечение.

Если любое дело ребенка рассматривать как своеобразную игру-творчество, то в ней будут развиваться такие важные характеристики творчества, как:

  • скорость мысли — способность к генерированию наибольшего числа идей, фактически — количество идей, проистекает единицу времени;
  • гибкость мышления — способность легко переходить от полярных по содержанию явлений одного класса к другому;
  • оригинальность — способность формулировать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • разработанность — умение просто генерировать идеи, но и творчески разрабатывать их,
  • смелость — способность принимать решения в ситуациях неопределенности;
  • любознательность — открытость и интерес ко всему новому, умение замечать необычное во всем обычном, удивляться ему.

Среди путей развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, самореализации детей следует назвать необходимость использования в работе с дошкольниками разнообразных задач. Это могут быть задачи учебного, развивающего, познавательного, интеллектуального, трудового, творческого характера.

Как видим, воспитание детей – это насколько сложный и многогранный процесс, что обойтись без специальной литературы даже самому опытному преподавателю будет крайне сложно. В этом и состоит необходимость выбора авторитетного пособия для воспитателя детского сада. Именно пособие во время воспитательного процесса будет этаким путеводителем, который не даст уйти с правильного направления и позволит получить высокие результаты.

Какие творческие задачи для детей дошкольного возраста можно ставить?

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – это одно из приоритетных заданий педагога. Чтобы добиться максимального результата, ему необходимо специальное пособие.

Исходя из анализа педагогических аспектов психолого-педагогических творческих заданий, а также учитывая особенности развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста, учеными была разработана классификация творческих задач. При этом были учтены присущие дошкольникам виды деятельности, которые предусматривают проявление творчества (изобразительной, словесной, музыкальной, математической). Таким образом, авторитетными специалистами были выделены следующие виды творческих задач (часто встречаются в специальных пособиях для педагогов и могут быть использованы на практике):

  • изобразительные творческие задания на рисование разными материалами; различную технику исполнения рисунка; окончания начатого рисунка(когда задается определенный набор линий) рисования с закрытыми глазами;
  • музыкальные творческие задания на придумывание юморесок;
  • Пение песенок «разными голосами»;
  • сочинения танцев под музыку;
  • пантомимические передачи образов вроде «необычных танцев», игра в шумовом оркестре;
  • словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала и окончания стиха; фонетическое отличие звуков и подбор вариантов их применения; задачи в стихах-диалогах; задачи-загадки
  • логико-математические задачи вариативного характера с формами, величинами, числами;
  • творческие задания комбинированного типа.
  • например, на слушание «волшебных звуков», их дальнейшую интерпретацию в движениях, словесной или изобразительной дельности.

Как показывает анализ научно-педагогической и психологической литературы развитие творческих способностей детей дошкольного возраста возможно при таких условиях:

  • обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия;
  • педагогическое стимулирование творческой самореализации в процессе игровой деятельность, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды;
  • поэтапность включения дошкольников в творческую деятельность (интерпретация, импровизация) введение элементов интеграции искусств в учебно-воспитательный процесс;
  • соблюдение принципов системности, доминантности и вариативности;
  • применение разработанных форм;
  • соблюдение технологии проведения урока.