Когда ребенок становится постарше и начинает активно интересоваться происходящим вокруг него, у родителей возникает вопрос: когда ребенка нужно приобщать к цифрам и как правильно научить его считать? Существуют разные мнения и методики счета, о которых мы сегодня и поговорим.

В каком возрасте необходимо начинать занятия

Это, наверное, самый первый вопрос, который возникает у мам и пап.

Когда малыш уже умеет концентрировать свое внимание, стоит начинать знакомить его с тем, как выглядят цифры. В возрасте 1-2 лет следует показывать крохе первые числа.

Научно доказано, что после двух лет у детей возникает повышенный интерес к новым знаниям, поэтому знакомить со счетом наших любимых карапузов рекомендовано именно в период с двух до трех лет.


Как научить ребенка считать до 10

Первые 10 цифр – это основа всего счета, поэтому первая и главная задача, которая стоит перед родителями, – помочь их освоить своему малышу. В домашних условиях это достаточно легко сделать, ведь все, что нас окружает, достаточно легко посчитать.

  • Есть одна старая, но проверенная считалочка «Сорока-ворона» и подобные ей, которые помогают развивать не только мелкую моторику, чувство ритма и отношения, но еще и дают знания о первых пяти цифрах.
  • Читайте крохе небольшие стишки и потешки, которые помогают развивать слуховую память.
  • Показывайте различные карточки, на которых изображены различные предметы в разных количествах, это будет способствовать развитию визуальной памяти. Обязательно нужно каждый раз проговаривать, что вы показываете, количество предметов и приводить примеры из жизни.
  • Важно еще знакомить с понятиями «мало» и «много» , чтобы кроха воспринимал и понимал, что они обозначают. Можно показывать различные картинки, на которых изображен один и тот же предмет, но в маленьком и большом количестве, или играть с малышом, например попросить его принести одну игрушку и много игрушек (или какие-то другие предметы).
  • Детям должны быть интересны такие занятия, пытайтесь осваивать их в игровой и ненавязчивой форме. Если ему или ей уже надоело, не нужно заставлять продолжать игру, а лучше вернуться к ней позже.

Кроха должен хорошо освоить первые десять цифр, прежде чем вы начнете его знакомить со следующими значениями.


Как научить ребенка считать до 20

Когда ваш малыш хорошо освоил первый этап, можно приступать к следующим методам.

  • Расскажите, чем эти значения отличаются от первых 9. Проведите аналогию между новыми цифрами и теми, что он уже знает. Например, эти значения уже состоят из двух цифр, которые делятся на десятки и единицы.
  • Здесь важно начать развивать ассоциативную память ребенка: имея определенные знания, он может ими воспользоваться, чтобы приобрести новые.
  • Нужно также продолжать показывать карточки, но уже с большим количеством предметов. Здесь уже важно научиться сравнивать. Например, попросите малыша в одну коробку положить до 10 каких-нибудь предметов, а в другую – до 20. Он должен понять (или сравнить) одну коробку с другой и увидеть разницу.

Предлагайте ему играть таким образом, и результат не заставит себя ждать.


Как научить ребенка считать до 100

Уже в 4-5 лет ребенок способен знать значения от 1 до 20 , поэтому можно двигаться дальше, а именно научиться считать до 100, и сейчас мы поделимся с вами, как это можно сделать.

  • Познакомьте для начала его с десятками, которые есть в числовом ряде от 10 до 100, без промежуточных значений. Пусть ребенок ознакомится с тем, что есть 10, 20, 30 и т. д. Но обязательно нужно оговаривать, что между этими числами есть еще и промежуточные значения. Самое главное, показать ребенку, что все эти значения состоят из известных ему 10 цифр, просто их нужно поставить в правильном порядке.
  • Можно разучивать вместе каждый день по 10 чисел в виде различных игр и интересных заданий. А для закрепления материала предложите ему или ей числовой ряд, в котором пропущены некоторые значения, чтобы он или она смогла найти пропущенные числа и вставить.

На этом этапе уже можно осваивать различные методики, которые помогают малышу запоминать не только числа, но и рассказывают, как научить ребенка считать десятки и быстро считать в уме. Одними из наиболее распространенных методик считаются:

  • и обучение счета по .


Полезная информация

  • В таком возрасте дети способны очень быстро запоминать информацию, главное – преподнести ее так, чтобы ребенку понравилось, т. е. в виде игр и интересных занятий.
  • Важно, чтобы малыш не просто зазубрил материал и принял на веру все, что вы ему говорите, а смог понять механизм составления чисел.
  • Как можно больше общайтесь с вашими крохами и дайте им понять, что это – информация, необходимая для жизни, ведь мы всегда что-то считаем. Показывайте и рассказывайте. Еще это будет способствовать построению теплых и дружеских отношений.

Обучение детей счету – видео

Предлагаем вашему вниманию небольшое, но достаточно информативное видео о том, какие методы и подручные предметы можно использовать, чтобы ваш малыш освоил числа.

Вы также можете узнать о том, . А если ваш малыш уже знает числа, советуем ознакомиться с тем, —как научить ребенка читать— и какие проверенные методики существуют на сегодняшний день.

А с какого возраста вы начали прививать своему малышу любовь к числам? Делитесь в комментариях методами, которые вам понравились, и оставляйте ваши отзывы.

Сегодня большинство молодых мам и пап знают о пользе пальчиковых игр. Игры с пальчиками стимулируют процесс речевого и умственного развития. Об этом свидетельствуют и исследования физиологов, и опыт многих поколений. На этой страничке, наряду с пальчиковыми, собраны разнообразные веселые игры, которые также очень важны для развития малыша первых лет жизни. Это и «Коза рогатая», и умывалки с пробуждалками, и многое-многое другое. Наши с вами бабушки и дедушки придумали очень много интересных потешек для детей, с которыми и одеваться веселее, и кушать быстрее, и делать первые шаги легче.
«Пробуждалки» (с рождения) Потягушечка-дорогушечка Гони прочь дремушку! (Имя) встань, поднимись, Подбоченься, подбодрись, Оглянись по сторонам - Идет солнце в гости к нам! Потягушеньки-порастушеньки! А в ножки - ходушеньки, А в ручки - хватушеньки, Поперек - толстушеньки, А в ушки - слышушеньки, А в глазки - глядушеньки, А в носик - сопушеньки, А в ротик - говорок, А в головку - разумок! «Умывалки» (с рождения) Водичка, водичка, Умой (имя) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Причесывая девочку , приговариваем:
Уж я косу заплету,
Уж я руссу заплету.
Я плету, плету, плету.
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
«Ладушки» Учим малыша раскрывать кулачки - «хлопаем» кулачками и приговариваем: (с 1 месяца) Вьюшки, вьюшки, Вьюшки вью, Колотушки колочу, Приговариваю. К 3 месяцам от постукивания кулачками переходим к игре в похлопывание ладошками , для начала можно похлопывать ладошкой малыша о мамину руку. Хлоп, хлоп, ты ладошечка, Хлоп, хлоп, моя крошечка! Примерно к 8 месяцам большинство малышей уже готово самостоятельно играть в ладушки. Но иногда, игры в «Ладушки» начинают нравиться ребенку только 1-1,5 годам. «Ладушки» (русская народная песенка) - Ладушки, ладушки! - Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. Кашка масленькая, Бражка сладенькая, Бабушка добренькая. Попили, поели, Домой полетели, На голову сели, Ладушки запели. (можно говорить: «Шу полетели, на головку сели») (положить ручки малыша на головку) Потешки для гимнастики Ладошка-локоток, Ладошка-локоток, Локоток-ладошка, Будь здорова крошка! (приговаривают девочке) Расти крепеньким, сынок! (приговаривают мальчику) (при поглаживании ручек ) Трушечки-потрушечки, Пекла бабка ватрушечки, Ватрушечки, колобушечки. (делая массаж малышу можно приговаривать, делая поглаживание и растирание ) Тяни холсты, потягивай, В коробочку накладывай. (Для пассивных упражнений , например, скрещивания рук на груди. Если ребенок уже умеет самостоятельно садиться, рассказывая про холсты, можно поиграть в следующую игру. Посадите малыша себе на колени, так чтобы его ножки обхватывали вас. Выпрямите свои ноги, держа их немного на весу. Ребенок должен держаться за ваши пальцы. Положите малыша себе на ноги, а затем немного помогая ему и потягивая за ручки помогите ему вернуться в вертикальное положение и сесть. Это хорошее упражнение для мышц спины и пресса) Есть такая бесконечная сказочку про сову, перед сказыванием которой деткам говорили: «Слушай и не перебивай!» Летела сова - Веселая голова . Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела. Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела. (Сказывать дальше?) Сказка эта докучная конечно, но рифма малышам обычно очень нравится. Поэтому, ее вполне можно использовать при выполнении различных упражнений во время занятий гимнастикой, а также для занятий на мяче (шаре Бобаса). Ути плавали , ути плавали… (движение руками встроны) Шу, полетели, на головку сели. (положить ладошки малыша на голову) Шагаем вместе Когда малыш делает первые шаги, взрослый приговаривает: "Топ-топ" Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ. А маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ, топ.

«В ямку бух»
Ребенка сидящег о на коленях, взрослый покачивает, имитируя поездку по кочкам, а при слове: «бух», изображает падение в ямку.
Ехали мы, ехали,
За шишками, орехами
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
А потом по кочкам, по кочкам,
По узеньким дорожкам.
Вприпрыжку, вприскочку
В ямку бух!
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
И в ямку - бух!

«Сорока-белобока»
Водим указательным пальцем по ладошке малыша, приговариваем, загибаем пальчики малыша по одному, начиная с большого, в конце прибаутки теребим мизинчик.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Он в лес ходил.
Этому дала,
Он дрова рубил.
Этому дала,
Он воду носил.
Этому дала,
Он печь топил.
А самому маленькому ничего не дала.
В лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил.

Кушаем
Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает: Ай, люленьки, люленьки, Прилетели гуленьки. Стали гули говорить, Чем же (имя) накормить? Один сказал: «Кашкою!», Другой: «Простоквашкаю!», Ну, а третий: «Молочком И румяным пирожком!»

Сорока-белобока, где была?
- Далеко. Кашу варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.

Прибаутка от икоты
Икота, икота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.
(иногда добавляют: а со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото)
Приговаривая, взять ребенка на руки лицом к себе в вертикальном положении. Прижав к себе, поглаживать и слегка похлопывать по спинке малыша.

На прогулке

На качелях.
Есть качели на лугу - Вверх, вниз! Вверх, вниз! (или кач-кач, кач-кач)
Я качаться побегу- Вверх, вниз! Вверх, вниз! (или кач-кач, кач-кач) Когда малыш прыгает и скачет: Баба сеяла горох. Прыг-скок, прыг скок! Закружился потолок. Прыг-скок, прыг скок! Баба встала на носок, а потом на пятку, А потом пошла плясать весело в присядку. Баба сеяла горох и сказала громко: «Ох!»
Эта веселая прибаутка также любима
для игр в воде.

Если малыш плачет
Ты не плачь, не плачь, не плач,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

«Коза рогатая»
Взрослый изображает пальцами руки рога, припевает и немного щекочет малыша.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками - топ, топ!
Глазками - хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает!

Игры с детьми от 1,5 лет
Взрослый рассказывает или припевает и показывает, что малышу делать. Малыша в такой игре называют, например, заинькой, который молча повторяет за взрослыми все движения.
В такие игры также могут играть с малышами старшие ребята, например, братья и сестра. Если детей много, то они могут встать вокруг младшего вкруг и водить хоровод.

«Синица» Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. (попрыгать) Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок, (обернуться вокруг себя) Чуть присела на минутку, (присесть на корточки) Почесала клювом грудку (носиком вправо-влево наклоняя голову) И с дорожки на плетень, (встать и попрыгать) Тили-тень, тили-тень. «Заинька» Заинька, выходи, серенький, выходи! Вот так, вот сяк выходи! Вот так, этак выходи! (заиньке показывают, как надо выходить, например, на середину круга) Заинька погуляй, серенький погуляй! Вот так, вот сяк погуляй! Вот так, этак погуляй! (несколько шагов то в одну, то в другую сторону) Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой! Вот так, вот сяк топни ножкой!
Вот так, этак топни ножкой! (несколько раз топнуть ножкой) Заинька повернись, серенький повернись! Вот так, вот сяк повернись! Вот так, этак повернись! (обернуться вокруг себя) Заинька руки в боки, серенький руки в боки! Вот так, вот сяк руки в боки! Вот так, этак руки в боки! (положить руки на талию) Заинька поскачи, серенький поскачи! Вот так, вот сяк поскачи! Вот так, этак поскачи! (попрыгать) Заинька попляши, серенький попляши! Вот так, вот сяк попляши! Вот так, этак попляши! (изобразить какое-нибудь танцевальное движение) Заинька поклонись, серенький поклонись! Вот так, вот сяк поклонись! Вот так, этак поклонись! (заинька кланяется и игра заканчивается) «Каравай» (игра для малышей в день рождения и не только) Чтобы малышам было понятно, во что они играют, им следует рассказать, что каравай - это такой большой круглый хлеб. Одного из малышей ставят на середину круга, остальные берутся за руки и водят вокруг него хоровод, припевая: Как на (имя ребенка) именины (или день рождения) Испекли мы каравай! Вот такой вышины! (поднять руки) Вот такой нижины! (опустить руки и наклониться) Вот такой ширины! (раздвинуть круг шире) Вот такой ужины! (сузить круг) Каравай, каравай, Кого любишь, выбирай! После последних слов, ребенок, вокруг которого водили каравай, выбирает любого из водящих хоровод и меняется с ним местами. Выбирая себе замену, взрослые и старшие дети могут приговаривать: «Я люблю, конечно, всех, но вот эту (или имя игрока) больше всех!». Игра повторяется снова и снова, пока есть желание «водить каравай»! «Пальчиковые игры» Не последнее значение, на мой взгляд, имеет то, что малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать различные определения и действия, изображать животных и предметы. Пальчиковые игры вполне можно придумать самим, читая детские стихи и запевая песенки, попробуйте показать какие рожки у коровы, коготки у котика, что корова большая, а котик маленький. Несложно изобразить, что кто-то спит или плачет, а с помощью большого пальца показать какое у вас хорошее настроение. Малыши часто сами придумывают себе свою пальчиковую гимнастику, например: нажимают пальчиками (указательными пальцами рук) на клавиши фортепиано или изображают указательным и средним пальцами танцующего человечка. «Большой пальчик» Сожмите ручку малыша в кулачек и поднимите большой палец, приговаривая: Этот пальчик самый главный. Он у (имя) для того, Если спросят: «Как дела?» Громко ты ответишь: «Во!»
«Салатик» - Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу) - Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладони по столу) - Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой) - Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик) - Мы салатик жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки) - Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту) «Пароход» «Пароход плывет по речке и пыхтит он будто печка: пых-пых-пых-пых» (Приложить ладошку к ладошке, большие пальцы поднять вверх. Пароходики могут не только плавать по столу, но и встречаться и знакомиться.) «Топ-топ» - Большие ноги шли по дороге, (стучим то правой, то левой ладошкой по столу изображая шаги) - Топ-топ, топ-топ. - А маленькие ножки бежали по дорожке, (стучим всеми 10 пальчиками по поверхности стола, изображая топот множества меленьких ног) - Топ-топ-топ-топ. «Замок» Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок. - На двери весит замок, кто его открыть бы мог? - Потянули-потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы) - Покрутили-покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы) - Постучали-постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы) - Оп, замочек и открылся (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны). «Скворечник» Делаем руками над головой домик - соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны. - Из скворечника торчат клювы (показываем клювы соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду) - Клювик раз (показываем клюв одной рукой), клювик два (показываем клюв другой рукой) - Лапка, лапка (кладем поочередно руку на стол растопырив пальчики), голова (делаем «замок»). - Кук и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной). «Цветы» Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком). - Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони) - Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру) - Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону) - Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу) - Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову) «Мишка» - Как на горке (показать руками жест - горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку) - И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой) - А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя) - Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту) «Еж» - Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики) на пригорке (показать руками жест - горку) - Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики - иголки) устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки) - А под листьями шуршат пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

«Воздушный шарик»
Надувают пальцы шар, (складываем ладошки, дуем на них)
Он становится большой. (пальчики сгибаем, ладошки принимают форму шара)
Шарик лопнул, воздух вышел - (хлоп, складываем ладошки)
Стал он тонкий и худой. (руки со сложенными ладошками поднимаем змейкой вверх, изображаем, как летит шарик, когда из него выходит воздух)

Потешку » Сорока ворона кашу варила » знают, конечно, все. Ведь и нам с вами, когда мы были маленькими, мама водила по ладошке пальчиком и приговаривала «сорока ворона кашку варила, деток кормила». Не знаю, как вам, а мне всегда было жалко этого последнего птенца, которому ничего не дали. Вот такое у меня в детстве было понятие о справедливости 🙂

Но ведь кроме «морально-воспитательной», у этой потешки есть ведь еще и другая практическая задача, правда? В «стандартных» вариантах потешка «Сорока ворона кашу варила» является одной из для малышей. Сначала мы водим пальцем по ладошке ребёнка — «варим кашу». Потом начинаем «кормить» персонажей потешки, при этом загибая пальчики ребенка по очереди. Такие пальчиковые игры-потешки очень полезны для развития речевого аппарата и мелкой моторики рук у малышей.

Сегодня мы познакомим вас ну просто с огромным количеством вариантов известной потеки про Сороку-ворону и ее деток. Ну, начали!

Первый вариант текста «»

(Водим пальцем по часовой стрелке по ладошке ребенка).

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила

(загибаем мизинчик) Этому дала,

(загибаем безымянный палец) Этому дала,

(загибаем средний палец) Этому дала,

(загибаем указательный палец) Этому дала,

(держим большой палец и НЕ загибаем его) А этому не дала:

«Ты – дров не рубил, кашу не варил, мне не помогал: ты каши не получишь!» (и тут грозим своим указательным пальцем большому пальчику малыша)

Следующий вариант потешки «Сорока ворона кашку варила» помогает малышам запомнить первые пять цифр счета.

Сорока — белобока
Кашку варила,
Ребяток кормила:
Первому дала,
Второму дала
Третьему дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Жирный, толстый, ленивый,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Не будет тебе кашки!

Следующий вариант потешки «Сорока ворона кашу варила» позволит малышам не только тренировать мелкую моторику рук, но и запомнить названия своих пальчиков.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:
«Этот — пальчик большой – воду носил,
Этот — пальчик указательный – дрова колол,
Этот — пальчик средний – печку топил,
Этот — пальчик безымянный – кашу варил.
А этот – мизинчик – за водой не ходил,
Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.
Ты кашу и не получишь!»

Следующий вариант очень похож на «классический».

Сорока ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

В следующем объясняется подробно, почему не стоит кормить пятого птенца:

Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,

И третьему дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

Следующий вариант простой и лаконичный. Для «ленивых».

Сорока ворона
Кашу варила,
Детей манила,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

В следующем варианте потешки «Сорока ворона кашу варила» на сцене появляются гости. Точнее, «почти» появляются. Они не приходят, и только поэтому несъеденное ими достается деткам.

Срока ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

А в следующих двух вариантах речь о детках уже вообще не идет. Их вороне заменяют гости.

Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

Ну и в заключение — совсем непонятный вариант потешки «Сорока ворона»

рока, сорока,

На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — nепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят

Вот такие похожие и в то же время разные варианты! А вам какой-нибудь из них понравился? Или, может, вы еще какой-нибудь знаете?

Оказывается, все старославянские "игры для самых маленьких” (типа "сороки-вороны”, "трех колодцев”, "ладушек”) - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Три колодца

Игра строится на "легочном меридиане” - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти "бабушкины сказки” - не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре "Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы "подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить "варить кашу” надо на слове "кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу "сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием "этому дала, этому дала…” Каждого "детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому "не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый "легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует "побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Ладушки

Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в "ладушки”.

Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.

Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.

Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.

В сотый раз убеждаюсь, что никакие европейские практики и американские методики не идут ни в какое сравнение со славянской, нашей родной мудростью. Доман, Монтессори просто нервно стоят в сторонке и курят, смотря на нашу "Сороку-ворону" с ее кашей. Каждое слово, каждое движение неспроста, по-науке, вот только диву даюсь, неужели наши бабульки знали о связи желудочно-кишечного тракта и ладошке, когда незатейливый этот стишок сочиняли.
Дальше из Интернета:
Сорока-ворона
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти \"бабушкины сказки\" - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре \"Сорока-ворона кашу варила, деток кормила\" стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы \"подгоняете\" толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить \"варить кашу\" надо на слове \"кормила\", проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу \"сороки-вороны\" на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием \"этому дала, этому дала...\" Каждого \"детку\", то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому \"не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!\") не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый \"легочный меридиан\". Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует \"побить\", чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.