XIII Региональная научная и инженерная выставка «Будущее Севера»

Отношение различных групп населения современного общества к многодетным семьям.

Семенова Наталья,

обучающиеся 11 Б класса


Научный руководитель:

Вымятнина Полина Николаевна,

учитель истории и обществознания

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №13».

Мурманск 2010

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….......

3

Глава ^ I .ИСТОРИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В РОСИИ ……………………………......

4

1.1.Многодетные семьи в дореволюционной России……………………………………..

4

1.2. Награды многодетным семьям……………………………………...…………….........

4

1.3. Государственная поддержка многодетных семей в России……………………….....

5

1.4 Опыт социальной защиты многодетных семей в зарубежных странах. ………......

6

Глава II . ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ В МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ…………..

6

2.1. Отношение к многодетным семьям обучающихся средних общеобразовательных учреждений……………………………………………………………………………...........

6

2.2. Отношение к многодетным семьям прочих граждан………………….……………...

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………

9

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………

10

Приложение 1 Анкетный лист опроса учащихся…………………………………………..

11

Приложение 2 Анкетный лист опроса прочих граждан. ……………………….…….…....

12

Приложение 3 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан.…................

15

Приложение 4 Результаты анкетирования обучающихся…………………….……..…….

16

Приложение 5 Результаты анкетирования обучающихся………………………..…....

17

Приложение 6 Результаты анкетирования обучающихся …….…………………….....

18

Приложение 7 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан ………..…...

19

Приложение 8 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан ……..……...

20

Приложение 9 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан …..………...

21

Приложение 10 Результаты анкетирования обучающихся и прочих граждан ……..…….

22

Введение.

Понятие «толерантность» начинает активно входить и в нашу жизнь. Правда, люди вкладывают в это понятие разные смыслы. Одни понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам. Другие рассматривают толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. Третьи используют для расшифровки этого понятия такие категории, как спокойствие, дружелюбие. Однако все сходятся во мнении, что толерантный человек – это человек, который с уважением относится к привычкам, верованиям, интересам людей, стремится понять их и достичь согласия без применения давления и насилия.

Актуальность работы. Демографическая ситуация в стране оставляет желать лучшего: сейчас на каждого работающего человека приходится по пенсионеру. А это значит, что один трудоспособный житель страны обеспечивает пенсию одному нетрудоспособному. Прогнозы на будущее (подрастет малочисленное поколение 90-х годов) неутешительные, поэтому поддержка рождаемости на государственном уровне – одно из приоритетных направлений демографической политики страны. Однако, одних законов, социальных льгот сегодня не достаточно…Отношение общества к многодетной семье должно стать несколько иным… «Исследование формирования установок толерантного поведения и сознания имеют для общества особую значимость. Понимание причин данного явления позволяет объяснить общественные процессы в условиях сохраняющейся напряженности и способствует выработке адекватных мер государственной социальной политики» 1 . Актуальность проблемы толерантного отношения к многодетным семьям и ее членам определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества людей, так или иначе связанных с многодетной семьей.

Цель исследования : изучить установки толерантности различных групп населения по отношению к многодетным семьям.

Задачи исследования:


  • изучить зарубежный опыт системы взаимоотношений между государством и многодетной семьей;

  • изучить нормативные документы, защищающие интересы многодетных семей в Российской Федерации;

  • провести анкетирование среди различных групп населения по данной проблеме;

  • проанализировать, сравнить и обобщить полученные данные.
Объект исследования: обучающиеся общеобразовательных учреждений города Оленегорска в возрасте с 12 по 18 лет, их родители и прочие совершеннолетние граждане в возрасте от 20 до 54 лет.

Предмет исследования: отношение общества к многодетной семье.

Методы исследования: работа с научной литературой, анкетирование, мониторинг, анализ, классификация, систематизация, обобщение.

Гипотеза:

если государством осуществляется поддержка многодетной семьи, то это является определяющим фактором при формировании установок толерантности в современном обществе по отношению к ней.

Основные этапы работы:


  1. этап. Определение темы, проблемы исследования, выработка гипотезы, выбор методов научного исследования.

  2. этап. Сбор информации по теме исследования, проведение анкетирования, первичная обработка информации.

  3. этап. Обобщение полученных данных. Оформление результатов работы.
Новизна:

С середины 90-х годов ХХ века все более активно стало изучаться явление толерантности. Значимость этого явления подтверждена на международном уровне. ООН в 1995 году приняла Декларацию принципов толерантности 1 . Она проверена временем -ей 15 лет.
I.История многодетной семьи в России.

1.1.Многодетные семьи в дореволюционной России.

С точки зрения сегодняшнего законодательства - большинство семей в дореволюционной России были многодетными. Иметь троих наследников в представлении русского народа было "необходимым минимумом". Вспомнить хотя бы русскую поговорку: "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын!" Наиболее многодетными были русские крестьянские семьи. Самое большое количество детей, рожденных одной женщиной, 69. Этот рекорд, установленный русской крестьянкой около двухсот лет назад, до сих пор не удалось «побить» ни одной женщине в мире. Первая, из двух жен крестьянина Шуйского уезда Федора Васильева (1707-1782),рожала 27 раз: 16 раз приносила двойняшек -близнецов, 7 раз тройняшек и 4 раза по 4 ребенка. Выжило 67 детей. Причем, большинство из них дожило до взрослого возраста. Об этой уникальной семье 27 февраля 1782 года в Москву из Никольского монастыря была прислана ведомость. Сама Екатерина II отметила сей феномен деторождения. А сегодня он занесен в Книгу рекордов Гиннеса 2 . Вообще, все рекорды рождаемости, зафиксированные в этой книге, принадлежат нашим соотечественникам.

Самым многодетным отцом в истории нашей страны считается крестьянин села Введенское Яков Кириллов, который в 1755 году в связи с этим был представлен ко двору (ему было тогда от роду 60 лет). Первая жена крестьянина родила 57 детей, вторая - 15. Таким образом, от двух жен Яков Кириллов имел 72 детей. Дворянские русские семьи тоже нередко были весьма многодетными. Рекордное число детей в клане российских правителей было у царя Алексея Михайловича - 14,у Петра Первого было 11 детей, у Льва Толстого - 13. Двенадцать детей было у историка Сергея Соловьева 2 . Самая многодетная семья в мире сегодня проживает в России, в поселке Масловском Воронежской области. Из 20 родившихся у Александра и Елены Шишкиных детей, с ними сегодня проживают под одной крышей 19. Первенец уже сам обзавелся семьей из трех детей и живет отдельно от родителей.

1.2.Награды многодетным семьям.

После огромных потерь нашего народа в Великой Отечественной войне, государство впервые начало отмечать многодетных матерей. В 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были одновременно учреждены ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» и «Медаль материнства». Многодетной считалась семья, в которой воспитывалось пятеро детей. В период с 1944 по 1991 годы многодетным матерям вручались награды: «Медаль материнства» II и I степеней вручалась матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей.

Сегодня семейные подвиги награждаются другими званиями и орденами. Указом Президента РФ от 13 мая 2008 года был учрежден орден «Родительская слава». Новый орден возобновляет не только советские, но и дореволюционные традиции награждения за заслуги в деле воспитания детей. Орденом «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, в случае неполной семьи, один из родителей (усыновителей), которые воспитывают и (или) воспитали четверых и более детей - граждан Российской Федерации, образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни, обеспечивают надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полное и гармоничное развитие их личности, подают пример в укреплении института семьи и воспитании детей. 1 При награждении орденом «Родительская слава» выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 000 рублей.

1.3. Государственная поддержка многодетных семей в России.

В большинстве европейских стран, в том числе и в России, многодетные семьи получают государственную поддержку. Это связано с тем, что в этих странах уровень естественного прироста населения крайне низок, а порой даже отрицательный. Сокращение численности населения вредит социальной стабильности в обществе и развитию экономики, поэтому государство оказывает поддержку многодетным семьям. Впервые пенсионные льготы для многодетных матерей в нашей стране были введены Законом СССР «О государственных пенсиях» в 1956 году. Сегодня в России статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются указом Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей";федеральным законом от 19.05.1995 N 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года; федеральным законом от 17.12.2006 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основные льготы для многодетных семей во всех субъектах РФ :

скидка в размере не ниже 30 процентов за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией; .бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;3. бесплатный проезд на внутригородском транспорте;50%-ная скидка в оплате проезда один раз в год детям до 18 лет из многодетных семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении; первоочередное обеспечение детей до 18 лет из многодетных семей местами в специализированных детских учреждениях лечебного типа, оздоровительных лагерях; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой для посещения занятий; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха; помощь желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства; льготы по взиманию земельного налога и арендной платы; предоставление беспроцентной ссуды на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; выделение садово-огородных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью; предоставление льготных кредитов на приобретение строительных материалов и строительство жилья; первоочередное обучение и переобучение многодетных родителей по специальностям, востребованным экономикой региона; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, родившим пять и более детей; многодетная мать имеет право на режим неполного рабочего времени в сочетании с неполной рабочей неделей. Это -перечень основных льгот, предусмотренных для многодетных семей на федеральном уровне. Однако, мы пришли к выводу, что данная система льгот не решает основные социально-экономические проблемы многодетных семей.

1.4.Опыт социальной защиты многодетных семей в зарубежных странах.

Во Франции существует государственная программа «Большая семья», которая адресована многодетным семьям. Эта программа существует с 1921 года в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости и предлагает многодетным семьям субсидирование и налоговые льготы. Каждый следующий рожденный ребенок уменьшает налогооблагаемую базу так,что семьи с четырьмя детьми практически не платят налогов. Распространяется льгота на всех граждан, вне зависимости от достатка, даже на миллионеров. В Германии в многодетных семьях за рождение каждого ребенка мать получает дополнительный налоговый бонус. Право на получение детского пособия имеют все граждане Германии, имеющие детей, проживающих совместно с ними, это 154 евро на ребенка (если их в семье до трех человек) и 179 евро на каждого последующего. В Швеции многодетные семьи получают весьма существенное прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. В Финляндии многодетным семьям выдаются различные пособия. Например, так называемый пакет для новорожденного, который государство дарит всем рожающим в Финляндии женщинам, независимо от их гражданства. Этот «пакет» содержит все, что требуется новорожденному в течение первого года жизни. Общая стоимость такого «пакета» несколько сот евро. В Польше введен специальный критерий: пособие по многодетности можно получить лишь в том случае, если доход на каждого члена семьи составляет в пересчете менее 125 долларов в месяц. Если же в семье есть ребенок инвалид и один из родителей не работает, это пособие увеличивается вдвое. В Чехии к льготам относится снижение пенсионного возраста для матерей: каждый рожденный ребенок уменьшает на год возраст её выхода на пенсию. 1
II.Исследование отношения к многодетным семьям.

Изучив на глубоком теоретическом уровне систему социальной защиты государством многодетной российской семьи, мы приступили к изучению уровня толерантности различных групп населения.

Используя следующие методы исследования: раздаточное анкетирование, нестандартное интервью, традиционный метод анализа документов, мы предложили респондентам анкетные листы (см. Приложение 1,2). Объектом исследования стали обучающиеся общеобразовательных учреждений города Оленегорска (МОУ СОШ № 4,13) в возрасте с 12 по 18 лет, их родители и прочие совершеннолетние граждане в возрасте от 20 до 54 лет. Респондентов - обучающихся было 275 человек, респондентов –прочих граждан- 75. Выборка стихийная, ею охвачено 350 человека. Исследование проводилось с октября 2009г. по март 2010г.

Респондентам были предложены вопросы, направленные на выявление отношения к многодетным семьям. Проанализируем полученные результаты.

2.1.Отношение к многодетным семьям обучающихся средних общеобразовательных учреждений.

Отвечая на вопрос « ^ Есть ли среди Ваших знакомых дети/подростки из многодетных семей?» , большинство опрошенных – 80,2%(средний показатель) ответили «Да». Учащиеся, отвечая на следующий вопрос анкеты: «С кем, по Вашему мнению, хотят общаться дети/подростки из многодетной семьи в большей степени?» , утверждают, что они в основном общаются со всеми без различий - 81,8%(средний показатель). Сделанные предпочтения по отношению к таким же детям из многодетной семьи, подтверждают лишь 11,6 %респондентов. Отвечая на вопрос «Как Вы относитесь к детям из многодетной семьи?» , респондентам было предложено три варианта ответа. Первым по популярности оказался ответ: доброжелательно(50,8%), вторым - нейтрально (равнодушно) 40 %и третьим – недоброжелательно - 9,2%.(см. Приложение 3). Результаты ответов, полученные на вопрос «Как Вы считаете, должно ли быть особенным отношение окружающих к детям из многодетной семьи?», указывают на нежелание подростков как - либо выделять данную категорию детей из своего окружения (нет - 52%).Отмечается следующая тенденция: чем старше респонденты, тем количество подростков, не желающих выделять из своего окружения членов многодетных семей, становится больше. На вопрос «Приходилось ли Вам наблюдать, недоброжелательное отношение окружающих к многодетным семьям?» основная часть респондентов дала категорическое « нет», утвердительный ответ-52% ,испытали затруднения, отвечая на вопрос,-25,6% . При этом респонденты указали, каким образом проявлялось недоброжелательное отношение к данной категории семей: дразнят, унижают, бьют. Большая часть респондентов, пытаясь представить себя на месте ребенка/подростка из многодетной семьи, , не испытала затруднений(34,8%).С некоторыми трудностями, отвечая на данный вопрос, столкнулось 42,6 % опрошенных). Варианты ответов на вопрос « Как Вы оцениваете отношение к многодетным семьям со стороны средств массовой информации?» были предложены следующие: «их балуют вниманием»,» «уделяют мало внимания», «равнодушное отношение», «затрудняюсь ответить».Опрошенные школьники в большинстве своем выбрали второй(39,8%) и третий варианты ответов(28,8%) (см. Приложение 4).

Доброжелательное отношение к многодетным семьям со стороны общественности подтвердили большинство респондентов - 42,4%,на «нейтральном» настаивали 35,6%, недоброжелательность окружения видели - 11,8%.Характерно, чем старше опрашиваемые, настаивавшие на последнем варианте ответа, тем процент их ниже - от 26% в 7 классе к 6% в 11 классе (см. Приложение 5). Полагаем, чтообъяснить данную закономерность можно большей осознанностью выбора ответа «старшими» респондентами. Следующий вопрос анкетного листа:«Как Вы оцениваете заботу государства о многодетных семьях?» дал нам следующие ответы: респонденты - подростки в большинстве своем утверждают, что забота, проявляемая государством, недостаточна - 59,8 %, «забота очевидна»-17,4% (см. Приложение 6). Обратимся к заключительному вопросу анкетного листа: «Приходилось ли вам испытывать при виде детей/подростков из многодетной семьи следующие чувства?» Мы увидели, что большая часть респондентов испытывает такие чувства, как сострадание (65,6%) и сочувствие (39,2%)

За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двоих детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Отношение к многодетным семьям значительно менялось в нашей стране за последние два века. В дореволюционной России многодетность, особенно в крестьянских семьях, составляющих подавляющее большинство населения, была залогом стабильности, крепкого большого хозяйства, процветания, довольства. Большая детская смертность побуждала женщину рожать как можно чаще, обычно за весь детородный период, прожитый совместно с мужем, у здоровой женщины рождалось от 8 до 11 детей.

Современные условия жизни диктуют совершенно другие законы выживания семьи. За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двух детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Cемьи с количеством детей, большим трех, вызывают, зачастую, сильное неодобрение окружающих, поскольку они выбиваются из рамок социального стереотипа. Нестабильность экономической ситуации в нашей стране лишь усугубляет эту тенденцию, несмотря на попытки возродить исконно русскую традицию многодетности во многих современных семьях.

Самый распространенный довод противников многодетности следующий: все многодетные семьи – нищие, сидящие на шее у государства в целом и у них, как у порядочных налогоплательщиков, в частности. Эта точка зрения, мягко говоря, ошибочна, потому что субсидии и льготы для многодетных семей в нашей стране минимальны, а размеры детских пособий не достигают и 5% от прожиточного минимума. Таким образом, иждивенцами такие семьи назвать никак нельзя, даже наоборот: родители и старшие дети в таких семьях зачастую трудятся намного активнее, чем их сверстники из малодетных семей, чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни для всех членов семьи.

Люди, осуждающие многодетность, искренне считают, что для рождения ребенка нужно для начала самим встать прочно на ноги, потом хотя бы одного ребенка на ноги поставить, а для этого необходимы значительные средства. Однако вместе с тем была выявлена странная закономерность: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще семья ограничивается рождением одного ребенка.

Интересно также, что в наиболее обеспеченных семьях как минимум треть супругов (чаще - мужья) считают материальные условия недостаточными, и расценивают это как препятствие к появлению ребенка. А семьи, где доход невелик и уже есть один или два ребенка, но материальное положение значительно ниже, чем в обеспеченных семьях, оценивают свое материальное положение как вполне достаточное и даже высокое.

Таким образом, каков бы ни был доход семьи, удовлетворенность им может быть различной: для кого-то приемлемый уровень жизни – это трехэтажный коттедж и собственный катер, а для кого-то – двухкомнатная хрущевка. Т.е. дети в представлении многих потенциальных родителей как бы вступают в конкуренцию с удовлетворением материальных потребностей.

Если материальные потребности высоки, то ребенок часто не выдерживает конкуренции: на первом месте – материальное благополучие, и только потом - дети. Отсюда и появляется в последние годы много малодетных или вовсе бездетных хорошо обеспеченных семей.

Сегодня современными общественными установками всячески поощряется и провоцируется самореализация женщины. Но вполне естественно, что женщина, отдающаяся работе, не может успевать вести хозяйство и в достаточной степени заботиться о ребенке - одна из этих двух важных сфер все равно пострадает. Поэтому многие женщины выходят из положения, взяв в дом помощницу по хозяйству, а для детей - няню или гувернантку (по возрасту ребенка).

Это нормальное явление, которое к тому же позволяет ребенку больше ценить мать, а мужу - жену как социально успешную женщину. Но сочетание многодетности и успешной карьеры - две вещи, совпадающие только в очень редких, просто исключительных случаях. Поэтому в обществе укоренился стереотип: многодетная мать не может быть успешной, полноценно реализовавшейся.

Вдумаемся в статистику. Сегодня примерно 25 женщин детородного возраста из 100 вообще не намерены обзаводиться детьми. Это значит, что инстинкт материнства у них или утрачен из-за приоритетности других задач (карьера, приобретение материальных благ), или подавлен в связи с материальными трудностями, что в физическом и в моральном плане губительно для здоровья женщины. Это значит, что одна четвертая часть здорового генофонда русской нации исключена из дальнейшего развития полностью.

41 и 31 женщина из 100 планируют родить одного или двух детей соответственно. Это еще раз доказывает, что в наше время происходит смена установки с даже двухдетной семьи на однодетную. Доказано, что установка на планируемое число детей практически не меняется с изменением семейного положения женщины и связанными с этим изменениями ее социального положения (снижением дохода на члена семьи, ухудшением условий проживания, питания и др.).

Вместе с тем исследования демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности.

По данным анкетирования школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предполагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности. Единственному ребенку в семье не хватает партнеров для игр и общения в семье, что приводит к эмоциональным переживаниям.

Таким образом, сегодня мы зачастую наблюдаем удручающую картину: один, в редком случае – два ребенка в семье. И политика государства относительно поддержки материнства и детства в нашей стране играет, к сожалению, далеко не последнюю роль в усилении этой тенденции.

На первом месте по-прежнему остается негативное отношение общества к многодетной семье. Между понятиями «многодетная мать/отец» и «неуспешный человек» практически ставится знак равенства, хотя на самом деле далеко не во всех случаях это так. Отношение к детям из многодетных семей в нашей стране в последние годы стало еще более плачевным, хотя многие из стереотипов по-прежнему остаются всего лишь заблуждениями, но об этом мы поговорим в следующий раз.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

В г. Барнауле проводится исследование среди многодетных семей с целью выявления преимуществ проблем семьи в личностном развитии подрастающих поколений.

Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы:

1. Ваша семья многодетная, в ней воспитывается:

Более 5 детей________________________________________________.

2. Образование родителей:

Среднее;

Среднее профессиональное;

Высшее профессиональное.

3. Мотивы планирования Вашей семьи:

Сознательная многодетность;

Рождение третьего (и последующих) детей - случайность;

Семья с крепкими религиозными традициями;

Семья с рождением общего ребенка при повторном браке;

4. Какова специфика семейного воспитания в Вашей семье?

Детей воспитывают мать и отец;

Детей воспитывает в основном мать, а отец отвечает за материальное обеспечение семьи;

Детей воспитывает в основном отец;

Детей воспитывают старшие дети;

Другое______________________________________________________.

5. Какова роль матери в Вашей семье?

Мать является примером для детей и объектом их любви и заботы;


Нерегулярно занимается с детьми из-за нехватки времени;

Считает, что главная задача - материальное обеспечение семьи, а вопросами воспитания должны заниматься мать, школа.

7. Что более всего заботит Вас в семье?

Низкий достаток;

Здоровье детей;

Отсутствие возможности оплачивать учебу детей в вузах;

Хорошая учеба детей;

Отсутствие возможности совместного выезда на отдых, лечение;

Трудовое участие детей в жизни семьи;

Другое______________________________________________________.

8. Формы проведения свободного времени в Вашей семье:

Занятия спортом;

Чтение литературы, газет, журналов;

Занятия настольными играми;

Просмотр теле - и видео-передач;

Занятия с компьютером;

Общение с близкими и друзьями;

Отдых на природе;

Другое______________________________________________________.

9. Основные проблемы Вашей семьи (проранжируйте)

Материальные;

Жилищно-бытовые;

В сфере образования;

Психолого-педагогические;

Распределение обязанностей;

Отдых детей;

Трудоустройство родителей;

Другое______________________________________________________.

10. Как Вы думаете, захотят ли Ваши дети, чтобы их будущая семья была похожа на Вашу?

Не знаю.

11. Считаете ли Вы, что многодетная семья имеет ряд преимуществ в сравнении с семьями с одним (двумя) детьми?

12. Если «да», то в чем эти преимущества"?

Детей легче воспитывать - они не растут эгоистами;

Дети вырастают более трудолюбивыми, приспособленными к жизни;

Семья более дружная;

Другое______________________________________________________.

13. Участвуют ли дети в принятии Вашей семьей особо важных решений?

14. Какие виды социальной помощи получает Ваша семья?

Бесплатное питание детей в школе;

Бесплатные проездные билеты;

Путевки в оздоровительные лагеря;

Бесплатная выдача лекарств по рецептам для детей до 6 лет;

Бесплатное (льготное) посещение культурно-массовых мероприятий;

Другое______________________________________________________.

15. Какие учреждения социальной сферы и какие специалисты оказывают социальную помощь и поддержку Вашей семье?

Школьный психолог;

Социальный педагог школы;

Социальный педагог микрорайона;

Отдел защиты детства;

Другие______________________________________________________.

Благодарим за участие в исследовании и искренние ответы!

C целью определения методов и форм работы социального педагога, наиболее эффективных для работы с многодетными семьями, нами проводилось анкетирование социальных педагогов школ города Костромы. Десять социальных педагогов с различным стажем работы ответили на вопросы анкеты (приложение 1).

Итоги анкетирования практикующих социальных педагогов по вопросу об актуальных проблемах многодетных семей можно выразить в следующей диаграмме:

Г - безработица;

Из диаграммы видно, что социальные педагоги самой значимой проблемой для многодетных семей считают низкую материальную обеспеченность, так же одной из главных проблем называют неудовлетворительные жилищные условия. Промежуточное положение по степени значимости занимает такая проблема, как чрезмерная загруженность родителей. Менее актуальными проблемами социальные педагоги считают безработицу и осложнения в состоянии здоровья членов многодетных семей.

  • 1. Среди наиболее часто используемых форм работы с многодетными семьями практикующие социальные педагоги отмечают беседы, консультирование, посещение семей, встречи с представителями социальных и юридических служб. Реже используются на практике такие формы работы как групповые консультации и организация досуговых мероприятий. Среди используемых форм работы с многодетными семьями совсем не были отмечены тренинги, вечера вопросов и ответов, родительские конференции.
  • 2. Ранжирование форм работы с многодетными семьями по степени эффективности показало следующие результаты:

На первом месте по степени эффективности находятся встречи со специалистами социальных, медицинских, юридических служб. Второе место занимает консультирование семей, третье - беседы.

3. Анализ анкетных данных по вопросу об используемых методах работы с многодетными семьями дал следующие результаты. 100% опрошенных указывают блок методов формирования сознания. Наиболее часто в данном блоке отмечаются такие методы, как убеждение, разъяснение и внушение. Дискуссионные методы и методы примера не пользуются популярностью среди социальных педагогов при организации работы с многодетными семьями.

Методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта отмечены лишь 40% опрошенных. Среди названных методов - создание воспитывающих ситуаций и инструктаж.

50% опрошенных отмечают среди используемых в своей работе блок методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения. В данном блоке наиболее часто отмечаются методы поощрения, наказания и эмоционального воздействия. Ни одного выбора не получают игровые методы.

Методы контроля эффективности социально-педагогического процесса получили выбор только в 50% случаев. Среди названных методов наиболее часто указывается диагностика, реже мониторинг и самоанализ.

  • 40% опрошенных отмечают блок социально-экономических методов, среди которых наиболее часто социальными педагогами используются патронаж и установление льгот.
  • 4. Анализ мнения социальных педагогов об эффективности методов работы с многодетными семьями привел к следующим результатам:

Группа методов

Наиболее эффективные

Наименее эффективные

Методы формирования сознания

  • 1. Разъяснение
  • 2. Беседа
  • 1. Работа с литературой
  • 2. Диспуты

Методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта

  • 1. Инструктаж
  • 2. Создание воспитывающих ситуаций
  • 1. Требование
  • 2. Приучение

Методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности

  • 1. Поощрение
  • 2. Эмоциональное воздействие
  • 1. Наказание
  • 2. Игровые методы

Методы контроля эффективности социально-педагогического процесса

  • 1. Диагностика
  • 2. Самоанализ
  • 1. Анализ результатов деятельности
  • 2. Мониторинг

Социально-экономические

  • 1. Установление льгот
  • 2. Патронаж
  • 1. Бытовое обслуживание
  • 2. Единовременные пособия
  • 5. Анализ субъективной оценки эффективности оказываемой помощи многодетным семьям социальными педагогами в целом дал следующие результаты:
  • 80% опрошенных социальных педагогов - практиков считают, что оказываемая помощь многодетным семьям со стороны школы в лице социального педагога способствует лишь частичному разрешению проблемы. А 20% опрошенных говорят о том, что помощь многодетным семьям остается мало эффективной в силу субъективных и объективным причин.

Данные результаты свидетельствуют о том, что работа по оказанию помощи многодетным семьям остается малоэффективной и требует усовершенствования. При оказании помощи важно учитывать наиболее актуальные проблемы, ставящие многодетную семью в трудную жизненную ситуацию.

Одной из важных проблем остается кризис форм. Социальными педагогами на практике чаще всего используются традиционные формы, которые не всегда способствуют решению проблемы. Важно свою деятельность строить таким образом, чтобы в ней гармонично сочетались не только традиционные, но и инновационные формы работы.

Серьезной проблемой можно выделить тот факт, что не каждый социальный педагог использует в своей деятельности различные группы методов, тем самым не затрагивает некоторые направления работы с клиентом. Анкетирование показало, что многие социальные педагоги просто не используют такие группы методов, как методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта, методы стимулирования, мотивации деятельности и поведения. Большим минусом является то, что лишь 50% социальных педагогов указали в качестве используемых в своей работе методы контроля эффективности социально-педагогического процесса. Это дает основания предполагать, что осуществляемая деятельность с многодетными семьями не подвергается анализу с точки зрения эффективности и достижения желаемого результата.

Социальный педагог при взаимодействии с многодетной семьей отбирает методы работы исходя из различных факторов, поэтому полученные данные об эффективности или неэффективности того или иного метода являются лишь субъективным мнением каждого конкретного педагога. Важно при отборе методов учитывать ситуацию, особенности клиента, цели деятельности и др.

Использование многими социальными педагогами лишь традиционных методов и форм работы, низкий анализ деятельности, а так же другие причины субъективного и объективного характера оставляют работу с многодетными семьями на невысоком уровне эффективности. Проводимая работа лишь частично способствует решению проблем многодетной семьи.

Для того, что бы оценить эффективность работы социального педагога с многодетной семьей также проводилось анкетирование членов данных семей (приложение 2).

В анкетировании приняли участие 10 многодетных матерей.

1. Вопрос о наиболее актуальных для семьи проблемах можно выразить в следующей диаграмме:


А - неудовлетворительные жилищные условия;

Б - низкая материальная обеспеченность;

В - чрезмерная загруженность родителей;

Г - безработица;

Д - осложнения в состоянии здоровья членов семьи.

Таким образом представления социальных педагогов о самых значимых проблемах многодетных семей несколько расходятся с мнением членов семей данной категории. Если социальные педагоги на первое место ставят проблему низкой материальной обеспеченности и неудовлетворительные жилищные условия, то многодетные матери считают самой главной проблемой чрезмерную загруженность и осложнения в состоянии здоровья членной их семьи.

  • 2. По данным исследования, многодетные родители для решения проблем используют ресурсы собственной семьи, а так же помощь родственником. Так же многодетные семьи обращаются за помощью в различные учреждения города. Ни один респондент не указал помощь социального педагога как средство помощи в проблемной ситуации.
  • 3. Никто из респондентов по личной инициативе не обращался за помощью социального педагога по вопросам, касающихся их детей.

Возможно, это связано с неумением видеть проблемы своего ребенка, отсутствием свободного времени у многодетных родителей, а так же с незнанием того, что социальный педагог осуществляет деятельность по оказанию помощи семье по различным направлениям и др.

  • 4. 53% опрошенных многодетных родителей принимали участие в различных мероприятиях, организованных по инициативе школы. Среди указанных форм - беседы, посещение семьи, различные виды собраний.
  • 5. 100% респондентов считают помощь социального педагога малоэффективной в силу объективных и субъективных причин.

Таким образом, не только традиционные методы и форм работы, низкий анализ деятельности и другие причины оставляют работу с многодетными семьями на невысоком уровне эффективности. Так же этому способствуют и неправильные представления о важнейших трудностях и проблемах многодетных семей, низкой их информированности о направлениях помощи, которую может получить семья от образовательного учреждения.