Ежегодно более шестидесяти тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. Где-то это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, где-то вина возложена на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети могут стать в случае гибели своих родственников. Государство взяло на себя обязанности по содержанию данной категории несовершеннолетних в первой половине XX века.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы - это быстро и бесплатно!

Сегодня статистика выглядит обнадёживающей: прежние темпы роста численности сирот замедлились. За первый квартал 2016 года число сирот было снижено на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. За прошлый год был зарегистрирован 58 168 ребёнок-сирота, лишь 10% из них были помещены обратно в семью. Большая часть из них отправляется в замещающие семьи (409 тысяч всего), немногим меньше - в интернаты (60 тысяч). Количество приёмных семей растёт параллельно уровню государственных гарантий гражданам.

Кто такие дети, без попечения родителей

Основополагающим актом является шестой раздел СК РФ, определяющий условия и виды процедур, применимых государством и физическими лицами, для восстановления всей полноты прав, создания максимальных условий детям без родителей. Понятие введено в . В частности, дети, оставшиеся без попечения родителей - несовершеннолетние, в отношении родителей (единственного родителя) которых суд счёл допустимым , ограничении дееспособности, безвестном отсутствии. Иногда встречается фактический отказ - родители бросают детей в публичных местах. Сироты отличаются тем, что их родители погибли и это установлено соответствующим актом, либо постановлением суда.

Государство гарантирует таким детям достаточный уровень благ и услуг посредством , занимающихся определением судьбы несовершеннолетних: либо устройство в семью, либо направление в детский дом. Закон запрещает замещать эти функции иным лицам, не представленным в составе исполнительной власти, наделённой полномочиями и ответственностью. Законность процедур контролирует министерство юстиции и Прокуратура РФ.

Поддержка детей оставшихся без попечения родителей в России

Государство не только выявляет несовершеннолетних, являющихся объектами социальной политики, но и осуществляет комплекс мер, ориентированных на преодоление разрыва между уровнем воспитания и обеспечения в нормальных семьях. В частности:

  • предоставление бесплатного питания и проживания;
  • обучение в специализированных и общеобразовательных школах;
  • воспитание посредством государственной системы интернатов и приютов;
  • бесплатное обучение на очной форме ВУЗов;
  • разовые и регулярные выплаты на период обучения;
  • предоставление жилья;
  • определение формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

В большей степени государство старается передать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, формируя институт патронажа и .

Все действия на начальном этапе осуществляет центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей , формирующий социальную поддержку несовершеннолетних. Центр осуществляет реабилитацию, адаптацию, в том числе при девиантных отклонениях, нередких для данной категории детей.

Банк данных детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление и удочерение детей без попечения

В качестве формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является наделение третьих лиц правами родителей - усыновление (удочерение). Государство устанавливает требования к таким лицам:

  • совершеннолетие;
  • дееспособность, в том числе учитывается дееспособность второго супруга;
  • отсутствие прецедентов лишения родительских прав, равно как и нарушений порядка опекунства, усыновления в прошлом;
  • удовлетворительное состояние здоровья, достаточное для воспитания ребёнка;
  • отсутствие судимости;
  • наличие жилья;
  • наличие надлежащей подготовки.

В РФ существенно ограничена возможность , в особенности США (полностью запрещено усыновление - ). Также усыновителями не могут выступать однополые пары.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью производится по , регламентирующей судебный порядок принятия решений при полном анализе условий и правового статуса заявителя. Органы опеки и Прокуратура обеспечивают надлежащий уровень защищённости ребёнка, в том числе проводят анализ материального и жилищного уровня усыновителя. Суд самостоятельно направляет изменения статуса ребёнка спустя три дня после вынесения вердикта.

Особым юридическим понятием выступает - режим полной секретности о процедуре, включая всех задействованных лиц, включая судей. Нарушение установленного порядка влечёт уголовную ответственность.

Необходимые документы:

  • заявление;
  • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
  • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

Установление опеки и попечительства

В отличие от , когда ребёнок и усыновители обретают всю полноту прав и обязанностей, описанных в Семейном кодексе, опека является лишь актом взаимовыгодных отношений между опекуном и государством, представляющим интересы несовершеннолетнего.

К опекунам и попечителям применяются требования:

  • совершеннолетие и дееспособность;
  • здоровье, в том числе отсутствие алкоголизма и наркомании;
  • высокие моральные качества, погашенная судимость;
  • прохождение государственной экспертизы.

Опекуны могут пользоваться всей полнотой установленных государством гарантий (льгот опекунам) на основании договора об опекунстве (попечительстве) :

  1. Единовременные и ежемесячные выплаты (16 350,33 руб. при передаче и 40% от среднего дохода опекуна за месяц);
  2. Использование отдельных прав в государственных учреждениях медицинского обслуживания (внеочередное обслуживание, высокотехнологичные операции);
  3. Зачёт срока ухода за ребёнком в трудовой стаж.

Данные права актуализированы в ГК РФ. Детям предоставляется судебная защита на основании статьи 10 159-ФЗ, распространяющаяся на опекуна, представляющего права ребёнка.

Порядок опеки определяется . Различие опеки и попечительства заключено в возрасте ребёнка: в первом случае до 14 лет , во втором от 14 до 18 лет . Закон запрещает устанавливать опекунство без согласия несовершеннолетнего (с 10 лет) , равно как и разделять братьев и сестёр. Решение по опеке принимают специализированные органы, заключающие договор от имени государства.

Оформление опеки проводится лично или через портал госуслуг. Список документов:

  • заявление на опеку. Посмотреть и скачать можно здесь: [

Родственники убитой москвички Ирины Кабановой готовы взять под опеку ее троих детей, сообщила президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская. По словам Альшанской, старшего ребенка намерен забрать первый муж Кабановой, а двух младших — родственники с Украины.

Ниже приводится справочная информация об основных формах устройства детей, чьи родители погибли или лишены родительских прав. Основными такими формами являются усыновление и опека.

Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка — он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства.

Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.

Опека (попечительство)

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки — в 88% случаев. В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%.

Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами. Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура. Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Предварительная опека (попечительство)

Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.

Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

Международный порядок

Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления.

Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (от 16 апреля 2001 года), другими актами.

В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства

Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Дети остаются без попечения родителей по самым разным жизненным обстоятельствам, многие из которых прямо указаны в статье 121 Семейного кодекса, а часть причин «прячется» в формулу: «при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения».

В связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в Семейный кодекс были внесены изменения, которые добавили в этот перечень также случаи, когда родители своим действием или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию. В подобных ситуациях и ранее ребенка отбирали из семьи, но теперь это прописано в законе отдельной строкой.

Итак, дети остаются без попечения родителей в следующих случаях:
. Родители (единственный родитель) умерли;
. Родители ребенка неизвестны (подкидыш, найденыш);
. Родители лишены родительских прав;
. Родители ограничены в родительских правах;
. Родители признаны недееспособными;
. Родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
. Родители длительно отсутствуют, в том числе родители признаны (судом) безвестно отсутствующими;
. Родители уклоняются от воспитания детей;
. Родители уклоняются от защиты прав и интересов детей;
. Родители отказываются забирать свои детей из какого-либо учреждения (отказники);
. Родители не берут своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них;
. Одинокая мать ребенка, оставившая его на полное государственное попечение не поддерживает с ним контактов (не принимает участия в его воспитании);
. Родители действием создают угрозу жизни и здоровью ребенка;
. Родители бездействием способствуют созданию угрозы жизни или здоровью ребенка;
. Родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
. Все иные случаи отсутствия родительского попечения, в том числе заключение родителей под стражу или назначение приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Возможны также различные комбинации причин, по которым ребенок оказался без попечения родителей. Например, мама лишена родительских прав, отец - в местах лишения свободы. Или: отец - погиб, мать - помещена в больницу.

Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребенок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребенок является оставшимся без попечения родителей - отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине. Для признания ребенка оставшимся без попечения родителей причина, по которой утрачено родительское попечение, значение не имеет.

Абсолютно все дети, оставшиеся без попечения родителей, за исключением тех детей, которые находятся на попечении (фактически находятся) у своих родственников, должны найти защиту у органов опеки и попечительства, которые обязаны немедленно принять на себя функции по законному представительству ребенка и принять меры к его устройству.

Важно отметить, что и в случае, когда несовершеннолетний оказался «под присмотром» родственников (но не родителей), ребенок все равно будет считаться оставшимся без родительского попечения. Органы опеки и попечительства обязаны и тогда защищать права и интересы этого ребенка, за исключением необходимости немедленно обеспечить такую защиту до устройства ребенка (т.е., например, немедленно обеспечить безопасное содержание и воспитание - передавать ребенка в приют, иное учреждение). Вопрос о жизненном устройстве ребенка все равно остается открытым, и ответственность за такое устройство лежит на органах опеки и попечительства.

Поскольку законом установлен тридцатидневный срок, в течение которого органы опеки и попечительства должны осуществить постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребенка, осуществляющих о нем заботу, не обязывает органы опеки и попечительства осуществлять жизненное устройство ребенка в этом случае. Однако если родители оставили ребенка «на родственников» на срок, превышающий 30 суток, органы опеки и попечительства должны признать такого ребенка оставшимся без попечения родителей и принять меры для назначения ему опекуна или попечителя (прежде всего из числа заботящихся о нем родственников) для обеспечения законного представительства несовершеннолетнего ребенка.

Главной задачей стоящей перед государством является не только содержание и обеспечения детей оставшихся без родителей, но и их социализация, как в обществе, так и в новых семьях (опекунских, приемных - т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основная роль государства это материальное и правовое содержание детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение таких детей социальной поддержкой (в культурном и образовательном плане), выдача квартир, по достижению совершеннолетия и обеспечение собственным жильем, устройстве, контроле над условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации.

В рамках президентской программы "Дети России" (Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543) существует целевая программа "Дети сироты", направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот. Указ Президента РФ от 01. 06. 92. № 543

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст.121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный закон РФ от 04.12.96. "Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет", другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ и отраслевым законодательством.

Действующее законодательство предусматривает четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Усыновление

2. Передача под опеку или попечительства

3. Передача в приемную семью

4. Помещение в специальное учреждение.

Семья является неотъемлемым элементом в духовном, моральном и нравственном воспитании. Она также играет существенную роль в здоровом, полноценном и социальном воспроизводстве населения. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Тем не менее, сужение семьи ни в коем случае не должно осуждаться, а наоборот только поддерживаться в материальном и нравственном плане со стороны общества и государства. Семья играет главенствующую роль в социальном развитии общества. В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Планомерное регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами: обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; забота об их благосостоянии и развитии; приоритет семейного воспитания детей. Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (ст. 34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст. 121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст. 53,60,62)

Российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за № 223-ФЗ (СК РФ), (в последней редакции от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ) записано: "Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации".

В законодательстве учитывается факт принадлежности ребенка к этнической национальности, родному языку, религии, воспитанию и культуре. Особо приоритетной формой воспитания детей является усыновление или удочерение ребенка, оставшегося без попечительства родителей. Его суть заключается в том, что после усыновления или удочерения, ребенок приравнивается к родному. Законодательством об усыновлении установлено, что оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах. При этом закон требует соблюдения положений третьего абзаца пункта 1 статьи 123 СК, а также учета возможностей усыновителя для обеспечения ребенку полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

Законодательство отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательство считает, что с гуманной точки зрения, детям, оставшихся без попечения родителей лучше всего воспитываться в семьях, которые готовы принять их (усыновить, удочерить) и взять над ними опеку.

Статья 123 СК РФ, устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью - на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно СК, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.

Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные или удочеренные дети теряют все свои имущественные и неимущественные права, а также обязанности по отношению к своим биологическим родителям. Генетическая связь после принятия этого законодательного акта уже не является существенной и не берется на рассмотрение законодательством. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст.127 СК, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в "Положении о порядке передачи детей", утвержденным Постановлением Правительства РФ 15.09.95 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления - уголовное преступление (ст.155 УК РФ). Уголовным преступлением также является незаконное усыновление (ст.154 УК РФ). Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., 2000 г.

При содействии в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи граждан РФ и создании условий для приема детей в эти семьи был издан Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Вопросом об усыновлении и удочерении занимаются не только семьи готовые их принять, но и специальные социальные службы по опеке и попечительству. При факте усыновления или удочерения социальный работник должен: получить полную и достоверную информацию о здоровье ребенка; о его готовности вступить в эту семью; о его культурных, религиозных и ценностных ориентациях, а также, не идут ли они в разрез с моральными устоями этой семьи; если это необходимо, то дает ли согласие на усыновление, удочерение генетические родители; является ли процесс принятия ребенка законным фактом; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

Необходимо принять участи и оказать посильное содействие и семье, которая решила взять себе данного ребенка и уделить внимание подготовке усыновителей. Изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка. Принятие ребенка в новую семью зависит также от индивидуального периода адаптации ребенка к условиям новой семьи (возраст и психологические особенности ребенка), а также от степени подготовленности ребенка к условиям жизни в новой семье и его усыновителей. Важным аспектом является уровень материальной и экономической подготовленности семьи. Стоит также учитывать, что судьба ребенка может измениться, если семейные условия окажутся неподходящими или новые родители изменят свою приоритетную точку зрения.

Особую группу составляет опека детей оставшихся без родителей, так как многие дети, так и остаются не усыновленными в условиях детских домов и интернатов. Опека долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов - близкие родственники ребенка).

Опека - попечительство, это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 14 лет, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно и не рассчитаны на материальную компенсацию за их выполнение. Опекуны являются попечителями несовершеннолетних и создают все необходимые для жизни ребенка материальные и социальные условия проживания, а также совершают за них все законодательные действия и сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не в праве совершать самостоятельно (ст.32, 33 ГК РФ). На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. В некоторых случаях опекунство назначается на определенное время параллельно с установленным ранее законодательством опекунства (в случаях болезни или длительного отсутствия опекуна). Опекун может забирать ребенка на определенное время и оказывать ребенку посильную материальную помощь. Обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Опекун в праве затребовать отдать ребенка на его попечительство, в том случае если ребенка удерживают незаконно, однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного (ст.37 ГК РФ). Опекунами обычно становятся близкие или родные ребенку люди. Государство обязано оказывать помощь опекунам и осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., 2000 г.

Детский дом семейного типа - обычная семья, принявшая на воспитание 5 и более детей. В России до 1 марта 1996 г. (дата появления Семейного кодекса) действовало 368 домов семейного типа, в которых воспитывались более 2,5 тыс. приемных и 1,5 тыс. кровных детей. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29. 12.1995 с изменениями и дополнениями.

Детским семейным домам государство оказывает материальную помощь, выделяют жилье, транспорт, землю для организации подсобных и фермерских хозяйств. Дети при этом обретают вторую семью, граждане, желающие воспитывать сирот, получают работу, которая засчитывается в трудовой стаж, зарплату, а также пособие в соответствии с социальными нормативами и нормами для воспитанников детских домов. В данном случае дети обретают вторую семью, а граждане, взявшие на воспитание детей работу, трудовой стаж, особые льготные условия, а также пособие в соответствии с социальными нормативами и нормами для воспитанников детских домов.

Приемная семья - это временная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и семьей, желающей усыновить либо удочерить ребенка из детского дома, интерната, либо приюта. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между родителями и приемными детьми, в данном случае нет прямой алиментной или материальной установленной законодательством связи, в том числе нет и наследственных обязательств, в отличие от законодательного акта об усыновлении ребенка. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Положение о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г

Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5% до 10% детей-сирот.

В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей:

1 - дома ребенка для детей в возрасте до 3 лет (до 4 лет - для детей-инвалидов), как для детей, оставшихся без попечения родителей, так и для обычных детей. Эти учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2 - детские дома и школы-интернаты различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет, в основном оставшихся без попечения родителей; правда, такие учреждения могут принимать и прочих детей на временной основе из-за тяжелых семейных обстоятельств. Административно такие школы подчиняются Министерству образования Российской Федерации.

3 - специализированные детские дома (интернаты) для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями. Эти учреждения подчиняются Министерству труда и социального развития Российской Федерации. С 1992 г. создание и финансирование детских учреждений возложены на региональные и местные органы власти (в большинстве случаев на последние). Федеральное правительство, через соответствующие министерства, устанавливает общие направления политики в области социальной защиты семьи и детства, обеспечивает методологическое руководство, нормы и инструкции для работы учреждений. Правительство также предоставляет частичное финансирование (в основном по линии президентской программы "Дети России") и средства для капитального ремонта и технического обслуживания детских учреждений.

Детские дома и учреждения интернатного типа предназначены для детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3-х до 18-ти лет, но они могут также быть временным местом содержания и обеспечения ребенка - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются.

Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства образования Российской Федерации. Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства.

Детские дома являются временным местом жительства детей. В их обязанность входит содержание и обеспечение детей, в порядке, установленном законодательством. Образование дети получают, посещая школы, что существенно влияет на процесс социализации и коммуникабельности детей из детских домов.

Школы интернаты - это место, где дети, оставшиеся без родительской опеки не только проживают, но и получают начальное, либо среднее образования (в зависимости от характеристик детей и типа учреждения). Состав детей, помещенных в детские дома (приюты), неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Все обучающиеся - это дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Все дети данных учреждений были ранее приобщены к алкоголю, наркотикам, ранним половым связям, бродяжничеству и воровству. Над некоторыми из них ранее совершалось физическое и сексуальное насилие. Психика у таких детей расшатана, по этой причине и были созданы специальные условия для обучения и социализации таких детей. Приюты задуманы и создаются как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку не просто кров, еду, тепло, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению, по возможности восстановить, или компенсировать опыт семейной жизни.

Условия приюта - это одновременно, как трагическое, драматическое так и оптимистическое следствие ранней неблагополучной жизни для ребенка. Здесь ребенок получает не только моральную и материальную поддержку, но и возможность для создания счастливой и благополучной жизни. На самом деле помещение ребенка в приют это двоякий и неоднозначный вопрос. Это, безусловно, является тяжелым переходным моментом в жизни и по отношению к психике ребенка, но и открывает перед ним новые перспективы и возможности.

Таким образом, социальная опека - это единственный способ помочь детям сиротам и детям, оставшимися без попечительства родителей в результате смерти, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная "персонифицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота", недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской деривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.

Так или иначе, на данный момент способы, возможности и средства обеспечения и воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей, является несовершенным и нуждается в рассмотрении, подготовке специалистов по работе с детьми и улучшения материального благосостояния посредством введения экономических и социальных новшеств. Стоит помнить, что такие дети остаются наедине со своими жизненными проблемами и обстоятельствами и нуждаются в помощи и содействии социума и государства.

Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет право на бесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, а также на медицинское обслуживание. Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Большинство детей получают рабочие профессии с низкими профессиональными требованиями. Однако считается, что повышенные гарантии получения образования детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стимулируют их желание продолжить образование. Кроме того, в регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляются налоговые льготы. Тем не менее, устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой. Устройство на работу детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов в советское время решалось значительно проще: они направлялись на работу на государственные предприятия. Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке - нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Для решения этой проблемы некоторые органы местного самоуправления и негосударственные организации начали реализацию программ оказания материального, психологического и социального содействия детям, выбывшим из детских учреждений.

Проблема предоставления выпускникам детских домов имеет явно выраженный характер. Зачастую органы местного самоуправления не в состоянии дать выпускнику необходимое ему стабильное жильё. В некоторых случаях выпускники вынуждены жить в общежитие, в одной комнате с соседями. Порядок получения квартиры по ранним имущественным правам решается через суд и затягивается годами. Очень часто детдомовские дети становятся жертвами мошенничества Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. и теряют свои права на полученное ими жилье, предоставляя его бесплатно или по очень низкой стоимости новому владельцу. Многие дети после выпуска из детских домов просто вынуждены вернуться обратно.

Лишь незначительный процент выпускников детских домов адаптируются к полноценной социальной жизни и не становятся жертвами алкоголизации, наркомании и асоциального образа жизни. Многие дети становятся жертвами преступности и попадают в тюрьму. Полноценную жизнь, получается, построить лишь немногим. Федеральный закон от 21. 12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Вывод: Органы опеки и попечительства несут полную ответственность за содержание, выявление профессиональных навыков и их развитие, для последующего трудоустройства, а также по контролю над условиями их содержания, воспитания и образования. Данные органы обязаны в течение 3х дней как они получили сообщение о нарушении прав ребенка, осуществить необходимые меры по его защите и обеспечению.

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории – сироты и оставшиеся без родительского попечения.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • воспитывать детей или частично в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным ;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей , из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими ;
  • подозреваются в совершении правонарушений ;
  • находятся в местах заключения ;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка ;
  • не выполняют свои обязанности , отказываются и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Разницу между двумя понятиями определяет Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии ;
  • бесплатного питания ;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

После завершения обучения выпускник может обратиться в службу занятости. Сотрудники службы помогают трудоустроиться, проверив профессиональную пригодность и поставив его на учёт.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать , размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна , как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Помимо всего перечисленного, предусмотрено бесплатное оздоровление в лагерях, санаториях и пансионатах. Оплата путёвки также производится государством.

Что касается , и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных жилой площади.

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в на получение жилья.

Льготы касаются и . Для их получения ребёнок должен обучаться в или учебном заведении профессионального образования по очной форме, а также должен иметь жилое помещение. При этих условиях лица указанной категории освобождены от уплаты коммунальных платежей и платы за проживание.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих , необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование ;
  • на бесплатное медицинское обслуживание ;
  • на помощь в ;
  • на получение жилья .

Виды социальной помощи

Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:

  1. Материальная. Государство обеспечивает возможность бесплатно проживать в интернатах, предоставляет одежду, питание, предметы обучения, средства для устройства жизни, жильё, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта;
  2. Нематериальная. Государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на жильё и трудоустройство.

Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.

Правительство РФ заботится о том, чтобы дети указанных категорий обрели семью, будь то опекунская или патронажная. Для этого установлены единовременных и ежемесячных пособий, определены льготы для опекунов и попечителей.

Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.