Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.

Периоды развития ребенка

Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.

Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития - это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период - это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

  • зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
  • эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
  • плодная (длительность - с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Триместр

Характеристика

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес - 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Обучение

Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.

Режим дня

Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром - веселая приветственная композиция, вечером - колыбельная, перед приемом пищи - интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире.

Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками.

Музыкальный вкус

В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится.

Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь - это все средства коммуникации.

Пополнение словарного запаса

Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку.

Вкусовые предпочтения

Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы.

Постнатальный период

Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:

  • новорожденность (до 1 месяца);
  • младенчество (до 1 года);
  • позднее младенчество (до 2 лет);
  • дошкольный возраст (до 6 лет);
  • школьный возраст (до 10-12 лет);
  • подростковый возраст (до 18-20 лет).

В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:

  • рост тела;
  • формирование личности.

Новорожденный ребенок

Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:

  • потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
  • появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
  • мышцы малютки находятся в тонусе;
  • в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
  • большее время малыш спит (до 22 часов).

Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов - это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка - молоко матери.

Грудной ребенок

Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье - изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).

Детский сад

Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап - дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения - это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.

Школьный возраст

Школьный возраст - это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Период от оплодотворения до рождения. Характеристика пренатального развития ребенка. Развитие органов чувств и появление чувствительности. Развитие мозга и поддержание его в стеническом состоянии. Мать как субъект эмоционального взаимодействия с ребенком.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Проблема роли семьи в воспитании ребенка в психологии. Особенности развития ребенка в однодетной молодой семье. Формы и методы работы с семьей, воспитывающей первого ребенка. Психолого-педагогические рекомендации семье в период появления первого ребенка.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2014

    Рассмотрение первоначальных этапов развития ребенка в период от рождения до трех лет. Изучение эволюции познавательной сферы (эмоции, мышление, предметная деятельность) личности в период раннего детства. Определение причин проявления кризиса у малышей.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2010

    Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Психологические аспекты формирования материнской сферы. Рассмотрение основных условий развития эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Положительное воздействие на личность ребенка доброжелательных отношений в семье.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2014

    Теоретические основы гармоничного развития детей до и после рождения. Психологические особенности развития детей во внутриутробный период. Роль матери для благоприятного протекания периода младенчества. Экспериментальное исследование и его результаты.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

Весь период перинатального развития, продолжающийся 38-40 недель беременности делится на 3 фазы: 1.фаза зиготы, 2.фаза эмбриона и 3.фаза плода

    2недели с момента оплодотворения

    длится с 2 до 8недель беременности. 1 месяц : к 20-у дню начинает биться будущее сердце ребенка; закладывается мозг и основы нервной системы; напоминает по внешнему виду головастика; весит примерно 15г., в длину 10-12мм. 2 месяц: формируются основные системы организма и части тела; похож скорее на человека, чем на головастика; весит 20-25г. 2,5см. В это время развивается центральная и перефирическая нервная система, уже в 1,5 месяца эмбрион реагирует на боль, на прикосновение к подошвам, отстраняется от света, направленного на живот матери, имеет орган вкуса, а также способен улавливать настроение матери.

    длится с 9недель до рождения. Отличается быстрым увеличением размеров плода. 3 месяц: начинают функционировать мышцы, появляются первые движения плода, появляются ногти на пальчиках, формируются 20 зачатков будущих зубов, формируется голосообразующий аппарат, хватательный рефлекс (11-12 недель), сосательный (13-14 недель), становится сформированным гениталий плода к 12 неделе, 10 см. в длину

Формирование мозга и органов чувств, а именно зрения, высоко чувствительно к внешним воздействиям на протяжении всего перинатального периода, что и делает необходимым реализацию экологического подхода в период беременности. Т.о. уже за долго до рождения плод готов к восприятию стимулов внешней среды, которые являются факторами формирования врожденных особенностей будущего ребенка.

Факторы, которые действуют во время развития организма ребенка от зачатия до рождения, приводят к формированию врожденных особенностей человека. В настоящее время описано более 400 факторов воздействующих на ход внутриутробного развития, и в первую очередь на мозг будущего ребенка. Условно их можно разделить на 3 группы:

    Биологические факторы: 1 хромосомные аномалии – по наследству либо из-за нарушений сперматозоида и яйцеклетки; 2 острые или хронические заболевания матери; 3 инфекции, особенно вирусные; 4 нарушения питания плода, т.е. голод и отсутствие необходимых питательных веществ; 5 иммунологическая резус несовместимость матери и плода – м.б. ДЦП, младенческая смертность, нарушение психич-о развития, сердечной мышцы; 6 возраст женщины – после 30 лет возрастает риск рождения детей с хромосомными дефектами; 7 прием лекарств во время беременности, особенно в 1-ом триместре – врожденные физ. Дефекты; 8 алкоголизм и наркомания – широкий спектр проблем.

    Физические факторы: 1 физические травмы во время беременности или родов; 2 профессиональные вредности, загрязнение окр. Среды, радиация;

    Психологические факторы: 1 позитивные эмоции ожидания ребенка матерью; 2 эмоциональные потрясения и стрессы беременной женщины – сильный стресс до 4-го мес. берем-ти скорее скажется на нервной системе и формирующемся теле, к 6-у мес. Воспринимается мозгом ребенка; 3позитивные и разнообразные воздействия окр. Среды

Ребенок во время перинотального развития воспринимает окр. мир через маму, и поэтому необходимо исключение воздействия неблагоприятных факторов на плод и целенаправленное формирование психики еще неродившегося ребенка на основе использования позитивных стимулов среды.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, кото­рые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адапти­роваться к изменившимся условиям среды. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения - тяжкое физическое испы­тание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соот­ветствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.

Питание новорожденного носит смешанный характер, ребенок питается по способу животных: он воспринимает внешние раздражения, отвечая на них целесообразными движениями, с помощью которых захватывается и усваивается пища. Однако ребенок питается молодивом матери, а в последствии ее молоком, т.е. внутриорганическим продуктом материнского организма. Тот же промежуточный характер носит и существование ребенка – около 80% времени спит. Главнейшая особенность сна новорожденного – его полифазный характер. Короткие периоды сна чередуются вкрапленными в них островками бодорствования, часто состояние дремоты. Новорожденный сохраняет эмбриональную позу, как во время сна, так и во время бодорствования – до 4 месяцев. Анимальные функции новорожденного: с одной стороны он обладает уже рядом двигательных реакций, возникающих в ответ на внутренние и внешние раздражения,с другой стороны он еще лишен способности к самостоятельному передвижению.

Кризис новорожденности – основным новообразованием этого кризиса является индивидуальная психическая жизнь ребенка, отделенная от материнского организма. Содержанием психической жизни новорожденного является «сплав аффекта, влечения, ощущения». Переживания новорожденного ребенка целостны, глобальны, недифференцированны.

Новорожденный обладает всеми необходимыми возможностями для существования в новой среде. Слух : с рождения ребенок знает множество звуков, поскольку начинает слышать с 24й недели перинотального развития. В первые дни после рождения различает ударения в словах, эмоциональную окраску речи, различает до 150 звуков и выделяет голос матери; в 4 дня различает разные языки и игнорирует чужой язык. Зрение под влиянием внешних раздражителей у новорожденного с большой скоростью развивается способность видеть. Он видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз слабее взрослого, видит лишь силуеты. Он различает блестящие и красные цвета, на 2-й - 3-й неделе жизни появляется зрительное сосредоточение. Обоняние и вкус: обоняние начинает функционировать сразу после рождения – ребенок ощущает запах материнского молока, в 1-2 дня способен различать приятные и неприятные запах.Новорожденный предпочитает сладкие запахи и соответствующий вкус. В возрасте нескольких дней способен определять даже степень сладости. Осязание: Уже в момент рождения ощущает прикосновения и предпочитает прикосновение человеческого тела – с нормальной температурой тела.

Основные безусловные рефлексы, специфические для новорожденного: 1 двигательные рефлексы : хватательный рефлекс; рефлекс ползания – держать руку у ступней, от которых ребенок должен отталкиваться; рефлекс Моро (обнимание) ударяется ладонями по поверхности на которой он лежит, также при подкидывании опора и автоматическая ходьба поддерживая «ставят», ребенок должен опираться ногами и даже делать попытки ходьбы, он должен вставать всей ступней; рефлекс Бабинского – мягко погладить ступню от пятки к пальчикам, ребенок должен расправить пальчики; плавательный рефлекс – если опустить ребенка лицом в воду, он закрывает глаза, останавливает дыхание и совершает плавательные движения. 2 Защитно-ориентировочные рефлексы: зрачковый – при направленном ярком свете он резко закрывает глаза; защитный – положить на живот и он повернет голову в стороны, рефлекс чихания; ориентировочный – на неожиданный звук или явление ребенок замирает и прислушивается, появляется со 2й недели жизни. 3 Пищевые рефлексы: сосательный – в ответ на раздражение в области рта реагирует сосательными движениями вместе с глотательными; поисковый – поглаживание пальцем в области рта или щек, вызывает поворачивание в раздраженную сторону и пытается сосать; хоботковый – если прикоснуться ладошкой к губам ребенка, то он их вытягивает в трубочку. К 6-ти месяцам все эти рефлексы исчезают, за исключением Бабинского и зрачкового. А условных же, т.е. приобретенных рефлексов у новорожденных пока нет.

Условия обеспечивающие успешное психическое развитие новорожденного: В начале хх века, французский психолог Рене Спитц открыл явление госпитализма (изоляция). С этим понятием тесно связано понятие депривации – психическая депривация означает лишение чего-либо необходимого для нормального психического развития, она возникает в следствии неудовлетворенности важнейших психологических потребностей в течении длительного времени. Она бывает 3-ех видов: 1 сенсорная (интеллектуальная) – связана с резким ограничением или отсутствием разнообразных впечатлений от окр. среды (зрительных, словесных, осязательных, двигательных); 2 социальная – либо полная изоляция от общества, либо резкое ограничение контактов с окружающими людьми, в результате чего ребенок не может получить правильные представления о нормах и правилах поведения в обществе. В случае полной социальной изоляции у ребенка развивается «синдром одичания» или «синдром Маугли»; 3 эмоциональная – она связана с недостатком положительных эмоций и внимания к ребенку. Чаще всего наблюдается во время пребывания в больнице, дет.домах, психологически неблагополучных семьях. Т.о. можно сделать вывод о том, что с ребенком необходимо общаться, любить его, дарить ему положительные эмоции, знакомить с новыми и яркими вещами, впечатлениями и т.д.

В противоречии между максимальной социальностью, т.е. зависимости от взрослого, и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Советские ученные Фигурин и Денисова обнаружили, что на втором месяце жизни, поведение ребенка резко меняется при появлении взрослого человека. Эту удивительную реакцию в виде эмоций и движений, ученые назвали комплексом оживления (КО). Элементами КО являются: фиксация взгляда и замирание; зрительное и слуховое сосредоточение; улыбка; двигательное оживление ручками и ножками; гуление; крик, в дальнейшем плачь для привлечения внимания. Эти элементы появляются постепенно, на 2-м месяце жизни, а затем на 3-ем, они объединяются в единую систему, проявляются одновременно с появлением взрослого и служат в качестве средства общения ребенка со взрослыми. Условием возникновения КО является эмоциональное обращение с ребенком; замечено, что интенсивность общения матери с новорожденным влияет на темпы развития КО. КО – это основное новообразование первого критического периода в развитии ребенка, свидетельствующее о начале индивидуальной психической жизни ребенка, это первая социальная реакция ребенка на окр. мир. КО является психологическим критерием завершения периода новорожденности (в 2,5-3 мес.) и началом нового этапа развития – собственно младенчество (3 мес. – 3 года). Младенчество - период, когда от малоподвижного образа жиз­ни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в под­вижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он ис­следует, рассматривает окружающий мир в ближайшем простран­стве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с ма­терью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом - человеческими способами. При этом он начинает разли­чать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает различать слова, обозначаю­щие предметы, и значимых людей.

Исследования И.Лисиной и Эльконина показали, что КО – это форма проявления потребности ребенка в общении со взрослым, благодаря ему устанавливается прочная связь между взрослым и ребенком. В младенческом возрасте (от КО до 1 года) происходит ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Общение до года непосредственно эмоциональное(жесты, мимика, звуки, гуления, выразительные движения), благодаря общению со взрослыми появляется потребность в речи и стремление действовать с предметами. Хотя в первом полугодии жизни ребенок сам еще не овладевает элементами речи, но у него происходит интенсивное формирование речевого слуха, ему необходимо слышать речь обращенную к нему. Первый год жизни – это подготовительный период для возникновения у ребенка человеческой речи, идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. На первом году жизни говорят о появлении предпосылок будущей речи ребенка: конец 1-о месяца – в ответ на лицо, речь взрослого появляется сосредоточенный взгляд, улыбка, первые тихие и кроткие звуки, напоминающие кряхтение, т.е гуканья.; в нч. 2-о месяца ребенок пытается активно общаться со взрослыми, к 2-м месяцам появляются певучие и протяжные вокализации – гуление; позднее, в 5 месяцев возникает лепет – ясные и четкие звуки, состоящие из слогов, ритмически повторяющиеся; во 2-ом полугодии 1-го года ребенок начинает понимать обращенные к нему слова, однако такое понимание речи носит ситуативный характер, т.е. ребенок реагирует не только на слово, сколько на знакомую ситуацию, в которой это слово произносится. Постепенно устанавливается связь между словом и предметом и ребенок может искать названный предмет. Итак, к концу 1-го года он переходит от реакции на интонацию произнесенного слова, к пониманию первых слов.

Формирование актов хватания и предметных манипуляций: На рубеже 1-го и 2-го полугодия в жизни младенца происходит важное событие – у малыша появляется действие хватания. В этом возрасте у ребенка бурно проявляется интерес к окружающему миру, любопытство к находящимся по близости предметам, неудержимое желание действовать с ним. Ученые обнаружили, что хватание, прежде чем оформиться у 6-ти месячного ребенка в действие, проходит ряд предварительных этапов. Так, дотягивание до предмета обнаруживается уже на 2-ой неделе жизни, и уже в этом возрасте различает удаленность предмета, и учитывает ее. Сначала дотягивание как бы объединено с хватанием. К 2-3 мес. Дотягивание и хватание развиваются в два самостоятельных действия. Есть и другая линия развития хватания: оно происходит под влиянием не зрительной информации о предмете, а тактильной, от соприкосновения с ним. Эта линия выделяется из КО. Радость при виде взрослого очень рано вовлекает в хаотичное движение ручки младенца, которые наталкиваются при этом на предметы, соприкасаются с ними. Ближе к 4-ем месяцам малыш начинает пытаться достать, схватить эту вещь. С момента появления хватания нарастает дальнейшее познавательное развитие ребенка, которая теперь осуществляется путем манипуляций с предметами. К 6-ти мес. Движение рук ребенка, направленные к предмету, захватывание его и удерживания оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, крепко держит, рассматривает, подносит ко рту и обследует языком и губами. Во 2-ом полугодии у ребенка формируется множество разнообразных действий с предметами, позволяющих лучше познакомиться с их свойствами, открываются все новые и новые свойства предметов, этот этап в развитии действий можно назвать результатным (от4 до 7 мес.). С 7 до 10 мес. Формируются действия др. характера «соотносящие» - играет с коробочками вкладывая в них предметы. К 10 мес. Ребенок способен достать интересующий предмет и с помошью другого. После 10-и мес. Начинается этап функциональных действий (до 2-3 лет). Ребенок начинает подражать взрослым (употребление предметов). Он начинает ползать, добираться до предметов, ходить держась, опираясь об края кроватки и вскоре (в год) делает первые шаги, чем он может расширить свою территорию изучения.

Новообразования кризиса 1 года : стремление утвердиться, проявление признаков самостоятельности, настойчивости, противопоставления взрослому и, вместе с тем, усвоение многих умений и навыков, научается оценивать свои действия, радуется успеху и огорчается неуспеху. К году младенец не только успешно овладевает сложными движениями, действиями с предметами, пониманием речи, двумя формами общения, преуспевает в интеллектуальном развитии, но и продвигается по пути личностного развития. У ребенка появляются все фундаментальные основы для дальнейшего развития. В год он начинает ходить, появляются первые слова, возникает предметная деятельность, ребенка все больше интересуют предметы, вещи окр. мира. У ребенка появляются собственные желания и стремления вызванные тем, что отсутствует в данной ситуации, но продолжает жить в его представлениях, воспоминаниях. У ребенка появляются мотивирующие представления , они становятся мотивами, причинами в поступках и поведении ребенка. Ребенок начинает вести себя вопреки конкретной ситуации, проблема заключается в том, что ребенок не может объяснить взрослому к чему он стремится и поэтому возникают негативные проявления кризиса, аффективно-волевые реакции.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирую­щее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непос­редственно воспринимает.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мо­тивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональ­ное общение, необходимое на всех возрастных, этапах. По­мимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого непосредственкого участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, буть то освое­ние столовых приборов или строительство башни из куби­ков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач.

Плач становится естественным выражением всякого рода страда­ния, идет ли речь о физической боли или (конечно, намного позднее) о душевном горе.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые достаточно определенные проявления положитель­ной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого - начале второго месяца жизни, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сде­лать вывод, что для возникновения положительной эмоции недоста­точно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при ко­торых ребенок может испытать радостное переживание. Но само та­кое переживание вызвано получением впечатлений, связанных со взрослым.

Развитие - процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Пренатальное развитие - начало жизни человека.

Пренатальное развитие, или внутриутробное развитие, развитие до рождения, является начальным этапом человеческой жизни. Его важность была осознана уже в древних цивилизациях. Истоки представлений о внутриутробном развитии теряются в веках. Возможно, они появились вместе с Homo sapiens, открывшим у себя функцию деторождения. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, предусматривающих создание наилучших условий для жизни и развития ребенка.

Так, более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности в условиях покоя и целенаправленного культивирования красоты. На первых месяцах беременности жены будущий отец должен был пройти через церемонию знакомства с будущим ребёнком. Мужчина представлялся ожидаемому ребёнку, рассказывал о себе, о своей профессии, о своих взглядах на жизнь. Если после такого знакомства ребёнок оставался в чреве матери, то древние расценивали это как принятие им отца. Если же беременность прерывалась, это считалось знаком протеста против родителя и нежеланием быть его отпрыском... В некоторых культурах, в частности у народов юго-восточной Азии, начало жизни отсчитывается не с рождения, а именно с зачатия. С некоторых пор европейские народы, а в Новое время и североамериканцы, тоже стали осознавать важность всего, что предшествует рождению ребёнка, для всей последующей человеческой жизни.

По-настоящему же серьезное изучение жизни еще не родившегося человека началось лишь в XYII веке, и в течение нескольких веков знания о внутриутробной жизни были фрагментарными и малочисленными. Даже в первой половине ХХ века развитие человека до его рождения понималось только как разворачивание телесных форм - считалось, что никакого индивидуального существования, а тем более психики, при этом нет. И лишь благодаря успехам современной биологии, генетики, медицины, психологии, благодаря развитию новых методов исследования удалось проникнуть в тайну жизни до рождения ребенка и получить знания об его активном внутриутробном психическом развитии. Парадокс в том, что, несмотря на огромный опыт, за тысячелетия накопленный человечеством, новорожденный ребенок за это время практически не изменился.

Пренатальное развитие начинается со слияния мужского сперматозоида и женской яйцеклетки, образовавшаяся при этом зигота несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма.

Пренатальное развитие является одним из ярких процессов созревания. Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не «чистый» лист. Существует точка зрения, что личность человека формируется задолго до его появления на свет - мысли, переживания, ощущения матери передаются не родившемуся еще ребенку, и он не только чутко воспринимает их, но и запоминает. Так, страх и беспокойство матери ведут к появлению в ее крови особых химических веществ - катехоламинов. Через пуповину они попадают в плод, он тоже начинает испытывать беспокойство. Но одновременно эти вещества играют и роль стимуляторов, когда каждая волна материнских гормонов резко выводит плод из обычного состояния, пробуждая примитивное самосознание и обостряя восприимчивость. Плод начинает ощущать, что что-то произошло, и даже пытается понять, что именно.

Хотя впечатления пренатального периода в дальнейшем во многом определяют характер, поведение, степень психического здоровья человека, ответить на вопрос о том, с какого момента развивающийся организм действительно является человеком, очень сложно. С одной стороны с момента оплодотворения и до появления на свет в материнском организме находится биологический компонент будущего человека, но с другой стороны уже в это время он живет своей жизнью, реагируя на настроение матери, а также на стимулы извне: громкие звуки, шум, музыку, человеческую речь. Возможно, эти реакции начинаются с момента формирования нервной системы, но возможно и гораздо раньше - ведь его клетки способны улавливать даже изменения в химическом составе материнской крови.

В настоящее время считается, что родившийся человек не только наделен элементарными механизмами для поддержания жизни, но, не обладая почти никакими готовыми формами поведения, уже имеет немалый житейский опыт и знает достаточно много. От него невозможно скрыть, любят его или нет. И даже плод чувствует негатив матери, если она раздражается необходимостью его появления на свет. Образующиеся при этом в ее организме гормоны оказывают непредсказуемое влияние на еще не родившегося ребенка. Сейчас уже хорошо известно, что основные характеристики мозга зависят не только от наследственности. Большое значение имеют сигналы, которые получает мозг на ранних этапах своего развития.

Для того чтобы узнать, какую информацию из внешнего мира усваивает плод, способен ли он обучаться, было поставлено немало экспериментов. Так, группу живущих в Лондоне будущих матерей разделили на тех, кто смотрит популярный ежедневный сериал, и тех, кто нет. Через несколько часов после рождения, младенцам проигрывали мелодии из этого фильма в тот момент, когда они плакали. Дети, чьи матери не смотрели сериал, никак не реагировали на музыку. Дети, чьи матери смотрели сериал, переставали плакать и прислушивались - то, что они чему-то научились, не оставляло никакого сомнения.

Американские исследователи стимулировали развитие мозга плода с помощью различных игр и упражнений. Обучение начиналось на пятом месяце внутриутробного периода. Например, дважды в день будущие родители постукивали по животу матери. Через два месяца появлялась реакция - плод начинал шевелиться, когда подавался знакомый сигнал. Затем таким же сигналом подкреплялось произношение простых слов. Один из будущих отцов периодически четко произносил: " Малыш, я - твой папа". После рождения ребенка, он напомнил ему эту фразу. Судя по реакции, сын ее узнал - он перестал плакать и попытался повернуть головку на голос отца. Вообще же, “обученные новорожденные” более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями.

Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то, что роды представляют собой генетически запрограммированную последовательность событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка определяются в значительной степени культурными, историческими и семейными условиями.

Когда начинать воспитание малыша? У каждого народа на этот счет были свои правила. В древнем Китае, например, существовали дородовые клиники.

Там будущие матери были окружены красотой и покоем, чтобы дети родились такими же красивыми и спокойными.

Периоды пренатального воспитания

Современной женщине приходится организовывать пренатальное в оспитание своего младенца самой. А для этого ей полезно знать следующее.

Считается, что прожив свои первые 40 дней в утробе матери, младенец уже сформировался.

Пренатальный период (период беременности) можно условно разделить на 3 части. Такое деление обусловлено уровнем сформированности детского организма:

  1. первые 3 месяца,
  2. от 3 до 6 месяцев,
  3. после 6 месяцев.

Каждый триместр имеют совершенно иной темп, характер и уровень развития. В соответствии с этим матери следует по-разному обращаться с младенцем. Каким станет будущий человечек зависит не только от её питания, физического здоровья, но и от чувств, эмоций, испытываемых матерью.

Малыш получает через мать много информации. Важно постараться, чтобы информация была качественной. С первых недель внутриутробного состояния к младенчику следует относиться как ко взрослому человеку.

I этап пренатального развития

В первый триместр мать общается с младенцем на уровне чувств. На этом же уровне развивается и дитя. Очень важно в это время уходить от негативных чувств и эмоций, наносящих ребеночку вред. Все, что испытывает мать, испытывает и дитя. Более того, «записывает» на клеточном уровне. А потом зафиксированное реализуется в жизни.

  1. Культивируйте в себе состояние внутренней свободы и счастья, передавая его своему ребенку.
  2. Для этого вспоминайте лучшие события из собственной жизни.
  3. Любуйтесь природой. Природа дает нам покой и свободу. Запоминайте эти ощущения красоты и дарите их своему малышу.
  4. Читайте стихи, но обязательно прислушивайтесь, какие чувства стихотворные строки у вас вызывают. Отбирайте и повторяйте, вызывающие у вас прилив энергии. Мысленно купайте в ней дитя, представляйте, как у младенца добавляется здоровья.
  5. Хотя бы раз в день 10-20 минут слушайте классическую музыку. Дородовое развитие и музыка – это отдельная тема. Главное: сосредоточить свое внимание на чувстве, которое музыкальные произведения у вас вызывают и представлять, что вы переживаете его вдвоем.

Классические мелодии способны вызвать у слушателя ощущение волшебной красоты. Это состояние положительно сказывается на здоровье матери и ребенка, активизирует его рост и интеллект. Стимулирует все пренатальное развитие.

А еще пойте своему малышу колыбельные. Выучите много колыбельных песен !

II этап пренатального развития

В период до 6 месяцев у ребенка развиваются органы чувств и соответствующие им центры мозга. Пренатальное развитие изменяется. Это значит, что будущая мать должна сосредоточиться на ощущениях.

  1. Продолжая выполнять все предыдущие упражнения, представьте себе, что вы вместе с маленьким человеком начинаете заново изучать окружающий мир. Вы друзья, и мать – старший друг .
  2. Трогайте как можно больше предметов, старайтесь ощутить вес, цвет, форму, материал.
  3. Слушайте звуки: звуки природы, звонкие детские голоса, радуйтесь им. Сравните звучание мужского и женского голоса. Нажмите на любую клавишу пианино. Какие ощущения вызывает у вас этот звук. Постарайтесь передать ощущения ребенку.

III этап пренатального развития

После 6 месяцев у малыша начинает функционировать внутреннее ухо. Теперь дитя воспринимает звуки и передает сигнал в мозг. Поэтому к положительным эмоциональным переживаниям, осознанию ощущений можно добавить восприятие речи.

  1. Разговаривайте с малышом обо всем, что вы делаете, видите. Младенец следит за вами, воспринимает 3 потока информации: эмоциональное состояние матери, речь и отношение к нему.
  2. Положив руку на живот, прочитайте ребенку книжку вслух. Если есть картинка, расскажите, что на ней нарисовано.
  3. Слушая музыкальные сказки, старайтесь переживать события с точки зрения младенца. По окончании выскажите свое отношении к героям: какой герой смелый, умный, веселый…
  4. Говорите младенчику, как вы любите его и ждете рождения. Какой он здоровый, красивый, благородный, энергичный, великодушный, сильный. Говорите это независимо мальчика или девочку вы ожидаете.

В этот период важно общение с отцом. Если отец разговаривает с малышом регулярно во время беременности, то дитя будет узнавать его голос почти сразу после рождения.

Современная наука пытается разобраться, что именно полезно в дородовый период. Исключительное влияние на него оказывает музыка. Об этом интересно и подробно рассказывается в предлагаемом видеоролике.

Дети, получившие пренатальное развитие, отличаются хорошим умственным развитием, доброжелательностью, эмоциональной уравновешенностью, любознательностью. Сайт Нестандартные дети желает здоровья и благополучия всем деткам.