Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание:
Экологическая экскурсия в направлена на знакомство с растениями, которые можно встретить на огороде и в саду. Работа адресована педагогам дополнительного образования экологического профиля, воспитателям и учителям биологии. Материал рассчитан для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
познакомить детей с культурными растениями.
Задачи:
- знакомство с овощными и садовыми растениями;
- развитие коммуникативных способностей;
- воспитание бережного отношения к природе.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию по участку нашего приусадебного участка. Я вас попрошу внимательно наблюдать и запомнить, что растет на участке. Но для начала я вам предлагаю послушать загадки и ответить на них.
- Нарядилася Алена,
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее?... (Капуста)
- Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! (Смородина)
- Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь,
Даже маленькую дольку –
Будет пахнуть очень долго.(Чеснок)
- Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
- Он никогда и никого,
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него,
И взрослые и дети? (Лук)
- В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи,
У него не горячи. (Подсолнух)
Воспитатель: Вы на участке заметили, какие - нибудь растения?
Ответы.
Воспитатель: А скажите, они чем - нибудь отличаются друг от друга?
Ответы.
Воспитатель:
А мы можем эти различия взять в руки?
Ответы.
Воспитатель:
Предлагаю (назвать несколько имен детей), принесите нам и покажите эти различия.
Дети
приносят листья разных растений.
Воспитатель:
Скажите в чем разница между этими листьями, какие они по форме, на ощупь?
Ответы.
Воспитатель:
А я предлагаю вам игру: «Деревья и листья».
Складываем все собранные листочки в мешочек и ребята с завязанными глазами определяют, с какого растения, какой лист.
Воспитатель: Расскажите, что можно приготовить из этих растений и куда их добавляют?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Мы с вами в группе много читали информации о пользе растений, учили стихи. Может кто – то запомнил.
Дети читают стихи.
Ребенок: В огороде нашем,
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Ребенок: Погляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
С грядки огурец сорву.
Пополам разломлю,
Густо-густо посолю.
Сам я огурцы ращу,
Приходите – угощу!
Ребенок: По тропинке топ-топ-топ -
Я в саду ищу УКРОП.
Он зелёный, он душистый,
А еще УКРОП пушистый!
Воспитатель: Предлагаю вам небольшую викторину:
- Назовите плодовые культуры?
- Назовите растения, которые нас кормят?
- А знаете ли вы, сколько овощей в тарелке супа? Назовите овощи, из которых варят суп?
- Назовите зерновые культуры?(пшеница, рис)
- Что можно приготовить из смородины?(сок, морс, сироп и т.д.)
- А какие лекарственные растения вы знаете?(календула, одуванчик, тысячелистник и т. д.)
- На какие группы делятся растения: деревья, кустарники, травянистые.
- Как называются растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу?(культурными)
Воспитатель: Давайте прервемся на небольшую паузу, а точнее физминутка.
Дети выполняют движения по показу воспитателя.
Физминутка: Компот.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и назовите, а точнее исправьте названия овощей.
Показал садовод,
Нам такой огород.
Где на грядках, засеянных густо.
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
Н. Кончаловская.
Дети называют знакомые им овощи.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить поиграть еще в одну игру. Я вам называю цвет, а вы должны подобрать к нему предмет; например: красный – смородина, помидор, редиска и т. д.
Игра: «Подбери предмет к цвету».
Воспитатель: Следующая игра: «Узнай и назови».
У меня в руках корзинка, я буду доставать плоды или растения, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, я показываю ромашку(цветок), собирают летом; лук (собирают летом, растет на грядке).
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия?
Что вам больше всего понравилось?
Какой вывод можно сделать?
Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)
Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»
Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.
Задачи:
1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.
2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.
4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.
Ход.
(Дети стоят на улице возле центрального входа)
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?
Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.
Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?
Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.
Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?
Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?
Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.
Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Я не касаюсь сосен
И Ёлочек. Я … (Осень)
Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»
Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?
Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).
Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?
Хором : Тополь.
Сова:
Кто опять пришёл сюда?
Нет покоя никогда!
Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.
Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.
Итак! Какое сейчас время года? (осень)
А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)
А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)
А что вы о нём знаете?
Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.
Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?
1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.
2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.
3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.
Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?
Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»
«Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап.
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
Кто нашёл его друзья?
Это я, это я, это я!
Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)
Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.
Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)
А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)
Как называется этот большой куст? (сирень)
А что вы о нём знаете?
1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.
2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.
3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.
Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.
Дыхательная гимнастика (по выбору)
Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)
Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!
(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)
Петрушка:
Здравствуйте гости дорогие,
Девки красные и парни удалые!
Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!
Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?
Дети : Берёза!
Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?
1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!
2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.
3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.
Хозяйка: А почему дерево не падает?
Дети : Корни держат.
Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!
(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)
Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?
Дети : Да!
Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?
Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.
Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.
Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.
Дети: Да!
(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)
«Мы капусту рубим, рубим!
Мы капусту солим, солим!
Мы капусту трём, трём!
Мы капусту жмём, жмём!
А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»
Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.
(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)
Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.
Игра «Собери овощи и фрукты»
(Дети расходятся по участку и собирают урожай)
Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».
«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»
Осень:
Так много вы сегодня узнали
Но, наверное, устали
Я вас конечно понимаю
И всех вас осенними гостинцами угощаю!
(Осень раздаёт всем яблоки и прощается с детьми)
Задачи:
- Конкретизировать знания детей о растительном мире.
- Закрепить знания детей об овощах, уточнить их форму, цвет.
- Совершенствовать умение определять размер овощей.
- Воспитывать заботливое отношение к растениям.
Ход прогулки:
Дети проходят с воспитателем на участок.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Осень).
Воспитатель: Что бывает осенью? (осенью холодно, идет дождь…).
Воспитатель: Правильно, а вы знаете, что осенью собирают урожай. (Предлагает сходить на огород и собрать урожай).
Воспитатель раздает детям корзинки, и проходят к грядкам. Воспитатель показывает на куст, где висят помидоры. Воспитатель спрашивает, что это? (Помидоры).
Воспитатель: Правильно! А какого они цвета? (Красного, зеленого).
Воспитатель: Молодцы! А какой формы? (Круглые).
Воспитатель: Где растут помидоры на деревьях или на кустах? (На кустах).
Воспитатель: Ребята, а давайте сорвем помидоры и положим их в корзину.
Воспитатель: Какого он цвета? (Зеленого).
Воспитатель (показывает 2 огурца для сравнения большой и поменьше): Ребята, покажите, где большой огурец, а где маленький?
Дети показывают и называют.
Воспитатель предлагает положить в корзинку и огурцы.
Воспитатель: Сто одежек и все без застежек? Что это? (Капуста).
Воспитатель: Дети, а какой формы капуста? (Круглая).
Воспитатель: Правильно! А еще загадку послушайте:
Сидит дед
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает? (Лук).
Воспитатель: Правильно, потяните за зеленые перышки. Вот он у нас. Положите его в корзинку.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у нас в корзинке? (Овощи).
Воспитатель: Какие овощи мы собрали? (Лук, капусту, помидоры, огурцы).
Воспитатель: А сколько у нас в корзине овощей много или мало? (Много).
Труд. Воспитатель предлагает детям взять лейки, налить в них воды. Предлагает полить грядки где растут овощи. Учить детей действовать аккуратно.
Речевая подвижная игра «Огуречик, огуречик».
Цель: продолжать учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга; получать удовольствие от игры; проговаривать текст в соответствии с движениями.
Подвижная игра «Куры в огороде».
Цель: учить детей перешагивать, высоко поднимая ноги, бегать не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить представления детей о знакомых овощах и фруктах.
Литература:
1. С.Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. «Мозайка-синтез», 2005.
2. Л.Д. Глазырина. Физическая культура дошкольникам. «ВЛАДОС», 2000.
Надежда Фомина
Цель : познакомить детей с овощными, фруктовыми, ягодными культурами.
Предварительная работа : беседа об овощах, фруктах, ягодах; экскурсия в овощехранилище ; дид. игра "Что, где растет"; подв. игра "Кто быстрее наполнит корзину овощами и фруктами"; наблюдение за произрастанием ростков картошки, лука.
Нас встретила доброжелательная хозяйка своей дачи Мария Николаевна.
В саду дети увидели аккуратные чистые грядки с овощными культурами, побеленными фруктовыми деревьями и ягодные кустарники.
Свое путешествие мы начали с оригинальной цветочной клумбы, в центре которой росла молодая яблонька.
В саду дети познакомились с ягодными кустарниками и растениями : вишня, малина, слива, черная смородина, клубника :
Дети увидели как произрастают овощные культуры : огурцы, перцы;
Огурцы и перцы теплолюбивые растения, их закрывают пленкой в холодные ночи. Огурцы надо подвязывать, чтобы овощи не лежали на земле.
Дети познакомились с произрастанием свеклы, ее отличительными бордовыми прожилками.
Отгадали загадку про морковку "Сидит девица. в темнице, а коса на лице"
Дети познакомились с цветущими кустиками картофеля.
Мария Николаевна показала нам теплицу, где растет помидора, дети почувствовали разницу в температуре внутри и снаружи теплицы.
Мы увидели большую плантацию капусты, лука.
IMG]/upload/blogs/detsad-13421-1499276995.jpg
Дети познакомились с овощной культурой салат, цветущим луком, подсолнухом.
На прощанье Мария Николаевна угостила детей конфетами, ребята сфотографировались у сказочных ворот с зайцем и волком, а еще нам подарили кустик помидоры, которая растет дома. Мы за ней будем ухаживать.
Экскурсия получилась интересная и насыщенная.
Публикации по теме:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида» Московского района г. Казани ПАСПОРТ.
Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.
«Мы сажали огород» (вторая младшая группа)Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и.
Фотоотчет по проекту "Сад-огород на подоконнике" Предлагаю вашему вниманию фотоотчет по проекту "Сад-огород на подоконнике", который был.
Конспект «Применение дидактических игр в ознакомлении окружающего мира с использованием ИКТ». Тема: «Сад и огород». Конспект «Применение дидактических игр в ознакомлении окружающего мира с использованием ИКТ». Выполнила: Педюра О. В. Тема: «Сад и огород».
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Сад-огород» (младше-средний возраст) Задачи: Образовательные: закреплять знания детей о фруктах и овощах Развивающие: развивать тактильное восприятие,.
Светлана Гринина
Цель : Продолжать формировать у детей представления о сезонных работах на огороде .
Задачи :
Образовательные : формировать у детей навыки по уходу за растениями;
Речевые : активизировать словарь детей (урожай, междурядья, сорняки, прополка, корнеплоды, инвентарь) ; учить отвечать на вопросы полными предложениями;
Развивающие : развивать у детей логическое мышление и воображение;
Воспитательные : воспитывать любовь к родной земле, потребность в труде, стремление к значимым результатам.
Материал : набор иллюстраций «Овощи» ; набор инструментов для работы на огороде ; палочки для рыхления почвы; яблоко.
Предварительная работа : Беседы о сезонных работах на огороде ; рассматривание иллюстраций «Овощи» ; дидактическая игра «Вершки – корешки» ; разучивание стихотворений и загадок об овощах; рассказ воспитателя об огородном инвентаре ; дидактическая игра «Что необходимо для огорода ?»
Ход занятия
Воспитатель : Ох, и хорош наш огород ! Каких овощей тут только нет! А помните, как мы с вами сажали в землю маленькие семена? А сейчас на их месте большие красивые растения . Эти семена оказались волшебными! Как вы думаете, почему?
Дети : из маленьких семян выросли большие растения
Воспитатель : Правильно. Семена – живые, они пили из земли воду и потихоньку росли, а мы им помогали – ухаживали за ними. Как хорошо мы трудились, чтобы вырастить такой урожай! Давайте вспомним, как мы ухаживали за нашими овощами.
Дети : поливали, рыхлили, выдёргивали сорняки.
Воспитатель : А каким инструментом мы пользовались?
Дети : лопата, грабли, лейка
Воспитатель : А теперь, ребята, давайте попробуем отгадать загадки. (Угадывают овощ и показывают его на картинке и в живую.)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.
(Капуста)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали -
Не одну нашли, а десять!
Как её названье, дети?
(Картофель)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
(Лук)
Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос .
(Морковь)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом.
(Редиска)
Над землей трава, под землей алая голова.
(Свекла)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
(Горох)
Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Вершки – корешки» . Если я назову овощ, у которого съедобны корешки – присядете; если же съедобна верхняя часть овоща – встанете, подняв руки вверх.
Воспитатель : Дети, сейчас я буду хозяйкой, которой нужны овощи, чтобы сварить суп. (Воспитатель завязывает фартук, покрывает голову платком, берёт корзину. Читает стихотворение Ю. Тувима с показом картинок. Просит детей вместе с ней называть овощи на картинках).
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла :
Картошку,
Морковку,
Петрушку и свеклу.
Вот овощи спор завели на столе –
Что лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка?
Морковка?
Петрушка и свекла?
Складывают картинки в кастрюлю.
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке :
Картошка,
Морковка,
Петрушка и свекла.
И суп овощной будет не плох!
Воспитатель : А пока суп варится, поиграем в игру «огород » . Детям показываются карточки с овощами, а они хором их называют по ходу игры.
Дети встают в круг, взявшись за руки.
1. Есть у нас огород ,
Там своя морковь растёт
Вот такой вышины,
Вот такой вышины! Поднимают руки вверх.
Вот такой ширины,
Вот такой ширины. Постепенно разводят руки в стороны.
2. Есть у нас огород ,
Там капуста растёт.
Вот такой вышины,
Вот такой вышины!
Вот такой ширины,
Вот такой ширины! И т. д.
Воспитатель : А сейчас пришло время попробовать овощи. Угощайтесь, пожайлуста!
Что ты ешь, Егор? /Помидор/.
А ты чем угощаешься, Лиза? /Морковкой/. Когда дети назывют овощ, воспитатель читает про него стихотворение.
Скажите «спасибо» .
Вот они какие нужные волшебные семена, без них не выросли бы такие вкусные овощи!