Что такое ДЖД?

Очень многие, услышав слова «Детская Железная Дорога», тут же представят себе игрушечную железную дорогу (скорее всего - немецкую, фирмы PIKO) с крохотными паровозиками и вагончиками, которую когда-то собирали на полу комнаты с папой или старшим братом, а потом долго гоняли поезд по кругу, пока строгая мама не отправляла спать. Приятные воспоминания…

Так вот, на самом деле Детская Железная Дорога это совсем другое - это самая настоящая железная дорога, пусть и узкоколейная, по которой ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. А почему же она детская, спросите вы? Да потому, что работают на ней школьники 9-15 лет. Все лето под руководством взрослых инструкторов они сами водят поезда, работают диспетчерами, дежурными по станции, проводниками и кондукторами.

Вы уже вспомнили школьный урок истории про эксплуатацию детского труда? Напрасно! Здесь эксплуатации не больше, чем в авиамодельном кружке. А, может быть, это опасно? Тоже нет - в течение всего учебного года юные железнодорожники продолжают посещать теоретические занятия на ДЖД и к началу летнего сезона приобретают достаточно высокую квалификацию.

Для Детских Железных Дорог специально прокладывают путь длиной несколько километров, без выхода на общую железнодорожную сеть страны. Как правило, эти дороги не имеют особого транспортного значения и используются как аттракционы и для перевозки пассажиров в городских парках, зонах отдыха. Тем не менее, ДЖД - серьезная школа, и от трети до половины ее воспитанников связывают потом свою жизнь с железной дорогой.

Ветераны и молодежь Челябинской детской железной дороги

Желающих прокатиться немало!

Челябинская детская железная дорога.

Челябинская детская железная дорога.


Красноярская детская железная дорога.

Открытие нового сезона на Красноярской детской железной дороге.

Пассажиры Красноярской детской железной дороги.

Лискинская детская железная дорога

Электропоезд "Стрела". Лискинская детская железная дорога.

Забайкальская малая железная дорога.

Свободненская Малая железная дорога, Амурская область

Здание детской железной дороги в г. Нижний Новгород.

На детской железной дороги в г. Нижний Новгород.

Юные железнодорожники Восточно-Сибирской детской железной дороги, г. Иркутск.

Юные железнодорожники Восточно-Сибирской детской железной дороги, г. Иркутск.

Детская железная дорога, г. Уфа

Юные железнодорожники, г. Уфа

Детская железная дорога, г. Уфа

На Пензенской детской железной дороге

Детская железная дорога, г.Пенза

Пензенская детская железная дорога

Малая Октябрьская железная дорога

Станция Озерная Малой Октябрьской железной дороги

Тепловоз ТУ2 на станции Озерная Малой Октябрьской железной дороги

Пассажиры поезда Малой Октябрьской железной дороги

Юный машинист в кабине электропоезда, Ярославская детская железная дорога

Проводница Хабаровской детской железной дороги

Хабаровская детская железная дорога. Отправление поезда

Хабаровская детская железная дорога.

Паровоз-памятник на территории Хабаровской детской железной дороги

Машинист Малой Московской железной дороги

Северо-Кавказская детская железная дорога, г. Ростов-на-Дону

Новомосковская детская железная дорога

Тепловоз ТУ2-241 "Ветерок" и вагоны "Чебурашка", Новомосковская детская железная дорога

Тепловоз ТУ2-241 "Ветерок" и вагоны "Чебурашка" на пл. Пионерская, Новомосковская детская железная дорога

Информация о детских железных дорогах России

Железнодорожная отрасль России функционирует 170 лет, и всегда она выполняет серьезные социальные и экономические задачи на благо нашего государства. Развитая инфраструктура ОАО «Российские железные дороги» обслуживается многотысячным коллективом, который постоянно обновляется. Одним из подготовительных образовательных учреждений является структура детских железных дорог, которые предоставляют начальное профессиональное железнодорожное образование.

Детская железная дорога - учебно-воспитательное учреждение для детей школьного возраста на железнодорожном транспорте, способствующее развитию технического творчества и железнодорожного моделизма, интереса к железнодорожным специальностям. Для детской железной дороги специально прокладывают узкоколейный рельсовый путь (шириной 750 мм) протяженностью обычно 1,5-5 км, предоставляют подвижной состав (1-2 тепловоза и 4-5 пассажирских вагонов), оборудуют дорогу устройствами СЦБ и связи, строят небольшое вокзальное здание, депо, стрелочные посты, а также создают учебные кабинеты, лаборатории и мастерские для проведения занятий с юными железнодорожниками.

Юными железнодорожниками изучаются (в основном в зимний период) теоретические основы железнодорожной техники, технологии перевозок, правил технической эксплуатации, необходимых для выполнения должностных обязанностей определенных профессий. В летний период, во время каникул, школьники под руководством инструкторов-педагогов из числа опытных железнодорожников проходят учебно-производственную практику по организации перевозочного процесса в качестве машиниста локомотива и его помощника, диспетчера, дежурных по станции и стрелочному посту, проводника и осмотрщика вагонов, кассира, ревизора-контролера, монтера пути, дежурных по переезду и перрону и др.

Современная детская железная дорога - уникальное учреждение, соединившее в себе функции настоящего железнодорожного предприятия, образовательного учреждения профессиональной подготовки и учреждения дополнительного образования детей. Это комплекс железнодорожных, учебных, игровых, культурных, спортивных сооружений и помещений, предназначенных для обучения школьников железнодорожным специальностям и пропаганды этих специальностей среди молодежи. Детские железные дороги сегодня оснащаются современными системами управления движения поездов, переходят на новые типы рельсов, внедряют диагностическую технику. Малые дороги воспитывают в юных железнодорожниках выдержку, ответственность и дисциплинированность.

Первая в мире детская железная дорога была открыта 24 июля 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). Красноярская Детская железная дорога - первая, построенная 1 августа 1936 года, в РСФСР детская железная дорога и старейшая из ныне существующих на территории России. Уникальность этой дороги не только в возрасте - на ней всегда эксплуатировался только самодельный подвижной состав. И это единственная дорога, где на обеих конечных станциях сооружены поворотные круги для разворота локомотивов и веерное депо на станции Первомайская. Ширина ее колеи отличается от обычной для детских железных дорог СССР.

Следующие две волны строительства детских железных дорог приходятся на середину 1950-х годов и 1970-е годы, после чего вновь наступило некоторое затишье. В последние годы вновь наметился положительный сдвиг - строятся новые дороги и модернизируются существующие. В июне 2005 года введена в эксплуатацию Новосибирская железная дорога протяженности 2,63 км, с двумя станциями и одним разъездом. Эксплуатируется 6 пассажирских вагонов и 2 тепловоза серии ТУ-7А. В настоящее время в России функционируют 22 детские железные дороги, а именно в городах: Красноярск, Кратово, Иркутск, Нижний Новгород, Новосибирск, Свободный, Ростов-на-Дону, Ярославль, Волгоград, Санкт - Петербург, Челябинск, Уфа, Оренбург, Южно-Сахалинск, Новомосковск, Хабаровск, Екатеринбург, Пенза, Тюмень, Чита, Владикавказ, Курган.

Игрушечные машинки и поезда актуальны для ребенка уже с годовалого возраста. Особенно интересны детям железные дороги. Сегодня на полках магазинов можно найти больше десятка разных вариантов: с ручным управлением, дистанционным, на батарейках.

Как выбрать детскую железную дорогу

По материалу такие развивающие игрушки делятся на 3 вида:

  • Пластмассовые. Часто самые дешевые, не слишком прочные, но яркие и легкие, все детали хорошо стыкуются.
  • Деревянные. Материал экологически чистый, безопасный для самых маленьких. Детали крепятся при помощи магнита. Деревянные элементы должны быть хорошо отшлифованы, чтобы ребенок не посадил занозу.
  • Металлические. Крепкие железные дороги, но сложны в сборке и часто очень недешевые. Из такого материала выпускают коллекционные модели. Металлическую игрушку лучше покупать ребенку старше 6–8 лет.

Комплектация железной дороги зависит от набора:

  • Базовый. Рельсы, локомотив, дополнительные вагоны разного типа. Возможно наличие стрелок для расхождения путей, тупиков. Некоторые производители даже в такой стартовый набор кладут животных, человечков, элементы ландшафта – домики, деревья.
  • Расширенный. Дополнен туннелями, станциями вокзала, шлагбаумами, подставками для многоуровневого расположения путей. Чем больше этих деталей, тем увлекательней игра, но интересны они для детей старше 3–4 лет.

Важные характеристики

  • Тип управления. Малыши 2–3 лет будут катать поезд руками или наблюдать, как он движется сам от батареек. Детская железная дорога на пульте управления подойдет ребенку старше 4–5 лет, когда он сможет разобраться с устройством.
  • Длина рельсового полотна. Чем больше, тем дольше едет поезд и это интереснее, но в маленькой квартире уместить конструкцию 3–5 метров затруднительно.
  • Размеры деталей. Покупая железную дорогу ребенку 2–3 лет, лучше выбрать игрушку с крупными элементами, так меньше риска, что малыш их попытается проглотить и подавится.
  • Качество материала. Важно изучить места стыка, чтобы при соединении не возникло зазоров и неровностей, они помешают мягкому ходу состава и могут привести к поломке игрушки.
  • Функции. Смена скоростей поезда, возможность заднего хода вносят разнообразие в игру.

Радиоуправляемые модели и работающие от батареек без пульта могут иметь дополнительные эффекты, придающие реалистичность:

  • Звук – имитация стука колес, гудка, торможения стоп-крана.
  • Свет – у некоторых составов горят передние фары или окна.
  • Дым – в специальный отсек заливается масло, испаряющееся во время движения поезда. Такая функция нежелательна, если игрушку приобретают ребенку младше 4–5 лет.

Лучшие модели детских железных дорог

Решив купить или заказать в интернете такую игрушку, обращайте внимание не на цену – есть много хороших моделей и в бюджетном сегменте. Тщательно изучите качество деталей (материал, сборка) и функционал выбранной железной дороги.

Узнайте, можно ли к ней докупать дополнительное рельсовое полотно, новые вагоны, декорации. Многие известные марки совместимы друг с другом.

6. Mehano Western, Т109, H0

Открывает рейтинг детских железных дорог модель словенского бренда, состоящий из 11 рельсов (суммарная длина – 2,85 м) и поезда: паровоза и 3 грузовых вагонов открытого и закрытого типа. Игрушка подойдет ребенку старше 3 лет, хотя производитель указывает нижнюю возрастную границу в 8 лет.

Чтобы создать картину путешествия по Дикому Западу, в наборе находятся и картонные детали, изображающие местный ландшафт с тоннелем через горы, постройками, зеленью.

В собранном (круг) виде эта игрушечная железная дорога для детей имеет размеры 117,5*95,5 см, поэтому поместится и на полу в небольшой комнате, и на столешнице. Масштаб всех моделей – 1:87. Работает она от сети 220 V, поэтому не придется беспокоиться за внезапную остановку. Скорость движения состава изменяют кнопкой на пульте. Если купить другие наборы Mehano, маршрут можно перестроить, все детали совместимы между собой.

Цена :

  • 8499 руб.

Преимущества :

  • бесперебойная работа;
  • хорошая детализация;
  • самостоятельная сборка, склейка ландшафта – дополнительное творчество для детей;
  • можно менять маршрут новыми деталями.

Недостатки :

  • завышенная стоимость для среднего качества;
  • тонкий картон ландшафта, надо укреплять.

5. ОмЗЭТ «Железная дорога-3», 191-TOPAZ

Простой дешевый детский набор российского производителя из крепкого пластика включает паровоз и 2 вагона: для животных (дверцы открываются) и для сыпучих грузов. Габариты готовой игрушки после сборки – 200*110 см. Это полный круг и полотно рельсов (38 деталей) внутри для смены маршрута. Размещать из-за больших размеров железную дорогу лучше на полу. Материал крепкий, но легкий, все детали в упаковке весят 1,8 кг.

Игрушка предназначена для детей старше 3 лет, со сборкой должны помочь взрослые – чтобы соединить рельсы, нужно приложить силу.

Управлять вагонами надо при помощи пульта, на котором есть кнопка изменения скорости и заднего хода паровоза. Питание от батареек типа AA (3 шт.), в комплекте их нет. Для более интересной игры в коробке находятся 2 тупика и стрелки смены пути.

Цена :

  • 1681 руб.

Преимущества :

  • звуковые эффекты;
  • дешево;
  • можно построить много маршрутов;
  • вагоны сцепляются с поездом автоматически;
  • детали крупные (безопасно для ребенка).

Недостатки :

  • нет элементов декора;
  • состав может сойти с рельсов, если их плохо состыковать.

4. Играем вместе «Сапсан», B1510726-R

Самая бюджетная электрическая железная дорога для детей, состоящая из 3 вагонов – головной, центральный и хвостовой, сделанных по макету поезда «Ласточка». Игрушка подойдет малышам старше 2 лет и будет идеальна для небольшой квартиры. В комплекте всего 8 рельсов, поэтому полотно получается коротким – 189 см суммарно, маршрут только кольцевой. Диаметр полного круга составляет 610 мм, ширина колеи – 38.

В движении поезд светится, звукового сопровождения нет.

Игрушка работает от батареек AA (2 шт., в комплекте нет), но можно ее двигать самостоятельно руками, что привлекает самых маленьких. Детям старше 5–6 лет такая игра уже не интересна из-за простого маршрута. Чтобы разнообразить ландшафт, к железной дороге приложены детали для сборки пластиковых деревьев.

Цена :

  • 910 руб.

Преимущества :

  • простая сборка;
  • недорогая;
  • крупные детали;
  • световые эффекты;
  • поезд хорошо идет даже по ковру.

Недостатки :

  • мало деталей, ребенку быстро наскучит;
  • возможен брак (колеса отпадают, мотор глохнет).

3. Brio «Железная дорога в сельской местности» 33916

Деревянная игрушка шведского производителя идеально подходит детям 2–6 лет благодаря экологически чистому материалу, к которому приятно прикасаться. Управление поездом ручное, что важно для малыша, не готового разбираться с пультом. Передвижной состав небольшой – локомотив, 2 ведущих пассажирских вагона и грузовой. Каждый из них открывается, поэтому внутрь можно посадить человечков или корову, положить багаж – эти детали декора есть в комплекте.

Рельсы собираются в круговое полотно с дополнительным малым маршрутом внутри, путь наклонный – для этого в коробке есть 3 опоры и мост.

Рядом с железной дорогой можно построить загон для животных, «посадить» лес, поставить машиниста и светофор, что сделает игру увлекательной. Набор совместим с другими железнодорожными конструкциями Brio, ИКЕА, PlanToys. Для детей постарше сюда можно докупить поезда на батарейках.

Цена :

  • 5485 руб.

Преимущества :

  • много игровых деталей;
  • качество обработки дерева;
  • крепкие материалы, устойчивые к ударам или детским зубам;
  • высокая детализация;
  • коробка для хранения игрушки в комплекте.

Недостатки :

2. Dickie Toys, 3563900, H0

Пластиковая электрическая железная дорога для малышей 2–3 лет и детей постарше привлекает ярким дизайном, музыкальными и световыми спецэффектами (фары). Игрушка имитирует настоящий поезд звуками, движется в 2 направлениях. Работает на 2 батарейках AA, включается маленьким рычажком на корпусе локомотива. Дистанционного пульта нет.

Пластик тонкий, но легкие ударные нагрузки выдерживает. Масштаб конструкции – 1:87.

В комплекте, кроме красного локомотива, находится 2 вагона длиной 19 см, дополнительных элементов декора нет. Детская железная дорога состоит из 17 деталей рельсов, которые собираются в 3 варианта: круг диаметром 1 м, овал полный 1,3*1 м или с внутренним коротким путем. Скорость движения поезда небольшая, не регулируется.

Цена :

  • 2542 руб.

Преимущества :

  • хороший пластик, без запаха, стыкуется без зазоров;
  • легкий ход;
  • современный вид вагонов;
  • рельсы можно складывать по-разному.

Недостатки :

  • батарейки приходится часто менять.

1. Huan Qi «Железная дорога», 3700-3A

Отличный пластиковый конструктор для детей старше 3 лет от китайского производителя состоит из локомотива, паровоза с углем, цистерны и вагона для медперсонала. Управление электронное, работает игрушка от батареек типа AA. Требуется 4 шт., в комплект они не входят. Все детали легко собираются, надежно стыкуются и фиксируются, сход состава с рельсов исключен.

Движение идет только по кругу, поэтому ребенку старше 5–6 лет игрушка может стать не интересна.

Благодаря высокой детализации и количеству спецэффектов, это лучшая детская железная дорога среди бюджетных моделей. Поезд во время движения выпускает слабый дым и издает характерные звуки хода колес, работы двигателя. На передней части локомотива светится голубой фонарик. Игрушка в темных тонах, самым маленьким может не понравиться. Отдельно рельсы купить нельзя, состыковать с другими железными дорогами не получится.

Цена :

  • 1570 руб.

Преимущества :

  • недорогая;
  • крепкое сцепление между вагонами;
  • ровный ход по рельсам;
  • спецэффекты;
  • качество материалов, сборки.

Недостатки :

  • нет пульта управления;
  • сложно найти в продаже.

Таблица сравнения товаров

Видео

Детская железная дорога - наследство великого и могучего СССР. Десятки узкоколеек по всей огромной стране строилось для развития, обучения и досуга детей страны. Прошли годы. Во многих городах бывшего СССР эти дороги закрылись, в других сохранились, но перешли в полное владение и управление взрослыми. И осталось на самом деле совсем немного тех, которые, как и прежде, управляются детьми. Минская детская железная дорога им. К. С. Заслонова продолжает традиции. Наша ДЖД на самом деле детская. Сюда не только приходят покататься с детьми, провести выходной или праздник. Но и еженедельно здесь трудятся дети, начиная от начальника станции и машиниста, и заканчивая проводниками в вагонах.
Открыта была наша детская железная дорога в 1955 году, протяженность пути составляет 4,5 км, имеются три переезда, путепровод, мост над рекой.
Когда-то мы начали путешествовать здесь с еще маленькой Элей, когда ей было полтора года, потом мы старались приходить сюда часто, особенно на праздники, потому что в эти дни на ДЖД организовывались дополнительно развлечения - концерты, угощения. Прошло время и уже с мальчиками мы катались на детской железной дороге. Наверное, не проходит и года, чтобы мы не пришли сюда.
Дочка, будучи еще маленькой, мечтала, как она придет сюда работать. И вот, в шестом классе ее мечта сбылась. Сперва мы записались на занятия на ДЖД в начале года, но произошли некоторые изменения - переезд, новая школа, вторая смена. И от посещения пришлось отказаться. И снова, в середине года, в школу к дочке пришли девочки с детской железной дороги, пригласили на занятия в первой половине дня. И Эля с радостью отправилась заниматься.

Жизнь в кружке "Юный железнодорожник" кипит весь год. С октября по апрель - занятия в центре города, в кабинетах. Дети изучают огромное количество предметов, которые напрямую связаны с работой на железной дороге, занимаются моделированием, участвуют в конкурсах, турнирах, ведут общественную жизнь. Дети из этого кружка мне чем-то напоминают тех самых пионеров, которыми мы были или не успели стать. Очень активно, дружно, слажено.
С мая по сентябрь начинается другая жизнь - дети приступают к настоящей работе. Поезд от станции Заслоново начинает курсировать именно в мае. Ребята получают настоящую форму, крепят погоны и отправляются на работу в соответствии с графиком. Вообще рабочие дни у детей - суббота и воскресение в учебные месяцы и все дни недели летом. На ДЖД существует несколько групп, у которых имеется кураторы, и график работы составляется так, чтобы эти группы чередовались. Рабочее время - от 1 до 3 раз в неделю по 3-4 часа. Также работают дети в период зимних каникул. В это время курсирует новогодний экспресс.
Специальностей на железной дороге много, дети их примеряют на себя в течение всего рабочего периода. Можно прийти на работу и выбрать, куда сегодня отправишься, что будешь делать. Управление поездом осуществляют тоже дети, только, конечно, не первого года обучения, и даже не второго. В кабине машиниста размещаются дети, которые уже 3-4 год посещают кружок. Но занятие на ДЖД находится всем, даже пятиклассникам. Сегодня я расскажу о тех профессиях, которые были доступны в прошлом сезоне мой дочке, большинство из них она опробовала.

Проводник и помощник проводника.
Наверное, каждый ребенок, приметив на ДЖД мальчика или девочку в форме, который едет с тобой в вагоне, открывает двери и машет флажками, хотел бы оказаться на его месте. Именно об этом и мечтала Эллина. Но с самого начала ей этого испробовать не довелось. Работа проводника только кажется совсем простой и незначительной, на самом деле ряд действий, которые должен знать и выполнять проводник должны быть вызубрены на зубок. Поэтому сперва все желающие идут на работу помощником проводника. Более опытные товарищи, рассказываю т показывают все действия, дают попробовать. Если ты три раза отработал помощником проводника, то можешь отправляться на экзамен, который принимают те же дети - сотрудники ДЖД третьего-четвертого года обучения. Сдал экзамен - получил право зваться проводником. Как правило, сдают все с первого раза, тут, как и везде, очень многое зависит от экзаменатора. На нашей ДЖД есть один парень, который ставит цель - завалить всех. Может быть он ночами готовил трудные вопросы, о которых и не помышляют дети, работая в роли проводника, но в итоге все, кто идут к нему на сдачу экзамена, проваливают. Впрочем, расстраиваться не стоит, приезжай в следующий раз и отправляйся на экзамен снова, обычно все стараются повторно к нему не попадать). Итак, Эля по неопытности, оказалась у придирчивого экзаменатора, так что сдавала потом повторно. И все же стала проводником.
В обязанности проводника входит:
- проверка наличия билетов при входе;
- давать отмашку флажками - желтый скрученный означает, что все в порядке, красный распрямленный - ехать нельзя;
- закрытие дверей вагона;
- заполнение "лужки" для учета пассажиров;
- если нет ревизора, то проверка билетов;
- следить за порядком в вагоне;
- выносить мусор по необходимости.
Эллине понравилось работать как проводником, так и его помощником. Правда, бывало, она приходила с работы и жаловалась, что устала кататься на поезде. И это всего 3-4 часа работы! Бедные проводники поездов дальнего следования! Из минусов этой работы дочка называет проблемы, которые могут возникнуть, если ты один обслуживаешь вагон. Очень трудно успеть все сделать, а особенно вынести мусор, потому что сделать это нужно очень-очень быстро и вновь открыть двери для очередных путешественников.

Ревизор.
Как и в любом уважающем себя транспорте, на ДЖД есть контролеры билетов. В каждом вагоне должен быть один ревизор. Но так как не всегда хватает детей на исполнение всех ролей в этой взрослой железнодорожной игре, то от ревизоров могут и отказаться, ведь проводник в состоянии выполнить и его функции.
В обязанности ревизора входит проверка билетов после начала движения поезда и запись ревизии в "лужке".
Должность ревизора Эле не очень понравилась. Тут обратная проблема - скучно. Меньше обязанностей. А еще может случиться, что в вагоне работают сразу два ревизора, тогда тебе выпадет проверять билеты только в одну сторону.

Экскурсовод.
Каждый раз в поезде едет экскурсовод, иногда с помощником. Находится он в техническом вагоне (второй после тепловоза). Задача экскурсовода в микрофон на весь поезд провести экскурсию по детской железной дороге. Нужно рассказать историю ДЖД, то, что проезжает поезд в тот или иной момент.
Эллинка так и не пошла работать экскурсоводом. С одной стороны - это скучновато, как ей показалось, а с другой - нужно говорить без запинок, не коверкать слова, все четко выговаривать. Так что занятие волнительное.
Начальник поезда.
Эту должность, а так же его помощника, отдают детям 3-4 года обучения. Задача начальника следить за порядком в поезде, проверять выполнение обязанностей всеми сотрудниками. Начальник может прокатиться в тепловозе, в техническом или любом из пассажирских вагонов.

Машинист поезда и его помощник.
Мечта каждого мальчишки и страх моей дочки. Вот о чем она не мечтала никогда, так это о вождении поезда. Но тут никто не заставляет: хочешь учись и работай, не хочешь, то выполняй другие обязанности. Чтобы получить профессию помощника машиниста нужно обучаться в течении нерабочего периода, потом сдавать экзамен. На эти занятия допускаются дети второго года обучения. Как стать машинистом Эллина пока не знает, скорее всего нужно отработать какое-то время помощником, возможно снова учиться, а потом сдавать еще один экзамен. Думается, что тут экзамены посерьезнее, чем на проводников. Машинистом и его помощником могут быть только те, кто учится 3-4 года.
Профессия серьезная и очень ответственная. Конечно, дети не остаются одни в тепловозе. С ними едут обязательно и взрослые руководители. Есть и техническое обслуживание.
Кроме самого поезда работники нужны везде: на станции, на вокзале, на переезде. Большинство этих специальностей доступно детям с первого года обучения. Кроме нескольких.
Начальник смены.
Все учащиеся кружка "Юный железнодорожник" делятся на группы - смены. Именно в таком составе они и работают. За каждой сменой закреплен взрослый инструктор, наставник. Ежегодно он набирает новых детей. А старшие покидают стены своего детского, но такого серьезного учебного заведения. Но пока они еще работают, на третьем-четвертом году, то могут стать начальником смены. Это второй человек после инструктора в смене, самое что ни на есть прямое начальство всех детей группы. Он вместе с инструктором следит за работой всех звеньев в своей смене.

Дежурный по станции и его помощник.
Эта должность доступна детям второго года обучения и старше. В его обязанности входит:
- отправление поезда с помощью металлических дисков - специальных сигнальных приспособлений
- также дежурный должен следить за порядком на станции.
Возможно, у дежурного есть еще какие-то обязанности, но Эллина пока с ними не знакома.
Начальник вокзала.
Все посетители ДЖД обязательно оказываются на вокзале. Здесь они смогут приобрести билеты в кассе (в роли кассира взрослый человек), посмотреть расписание, увидеть макеты поездов и железной дороги. Конечно, не все и всегда знают, куда им нужно обратиться, где что находится и так далее. Чтобы во всем разобраться стоит обратиться к начальнику вокзала. Дети первого года обучения вполне справляются с этой ролью. Начальник вокзала находится в центральном зале, сидит за столом и готов проконсультировать посетителей. Также он следит за порядком на вокзале.
Трудность этой работы в одном: если ты не знаешь, что ответить пассажирам. Бывает, что задают каверзные вопросы, на которые не всегда сразу находится ответ. Например, начальнику вокзала пришлось однажды крепко подумать, где искать книгу жалоб и предложений. Дело в том, что попросили ее у него впервые (как вы понимаете, дети постоянно меняются, каждый раз выполняют новые обязанности, так что новичку может оказаться иногда трудновато).

Операторы.
На каждой станции есть диспетчерская. Именно здесь находятся операторы. Их задача связываться с оператором на другой станции и передавать всю информацию. А она о том,когда прибыл и отправился поезд. Точное время нужно записать в журнал, а потом позвонить оператору на другой станции. И также нужно принимать звонки с аналогичными сообщениями с другой станции. Все снова записывается в журнал.
Эллине понравилось быть оператором, из минусов она называла то, что отойти никуда нельзя. Все время приходится ждать звонков. Впрочем, на многих должностях на ДЖД отлучаться не получится. Оператор должен быть очень внимательным - точно отслеживать время, записывать и не забывать звонить.
Диктор.
Диктор также находится на диспетчерской станции. Его задача - объявлять прибытие-отправление поезда, просить покинуть провожающих вагоны и желать приятного пути. Тут тоже очень важна внимательность, четкость речи, нельзя запинаться и ошибаться. А еще очень важно делать сообщения вовремя.
Эллина попала на эту должность в свой первый рабочий день и больше повторять не захотела. Уж очень напряженно она себя чувствовала.

ДНЦ.
Вот не спрашивайте, кто это такой?) Мы не знаем. Известны только обязанности этого ответственного лица. Хотя, судя по тому, чем он занимается, то, возможно, расшифровывается должность, как диспетчер наблюдательного центра. С своем центре он сидит за компьютером, пультом и следит за движением поездов. Самая главная задача ДНУ заметить чрезвычайные ситуации и сообщить о них машинисту. Работа очень ответственная, Эллинка так и не решилась на нее пойти. Причиной послужило то, что к тому времени, как она решилась поработать, то ЧП стали происходить слишком часто. Например, машина на переезде проскочила под опускающимся шлагбаумом и осталась на путях. Поезд экстренно тормозил и даже слегка сошел с рельс. Все было исправлено, пострадавших не было, пассажиры, наверное, даже не поняли, что произошло. Но такие ситуации, конечно, пугают.
В связи с этим хочется обратиться к водителям, пешеходам и прочим людям, которые оказываются вблизи пусть и детской, но самой настоящей дороги: будьте осторожны и внимательны, соблюдайте правила. ДЖД - не игрушка, а настоящий поезд, остановить который быстро не представляется возможным! Не подвергайте опасности себя, пассажиров поезда, не ставьте в затруднительные ситуации юных работников железной дороги!

Оператор макета.
В зале ожидания на станции Заслоново находится макет железной дороги с движущимися поездами. Всех детишек обязательно привлекают бегающие вагончики между холмами, домами, проезжающие в тоннеле и по мосту. Управлять этим макетом поставлен специальный оператор. По желанию сюда берут как первогодок, так и более старших ребят. Правда предпочтение, почему-то отдают мальчикам. Но и девочка, если очень захочет тоже может стать оператором макета железной дороги.
Дежурный по переезду.
Кроме станций дети дежурят и на переездах. Здесь есть шлагбаумы полуавтоматический и автоматический. Вот за работой этих шлагбаумов и следят дежурные по переезду. Их, как правило, несколько. При приближении поезда, раздается звуковой сигнал и шлагбаум опускается. Тот, который автоматический полностью, после пересечения поездом дороги, сам поднимается. А второй только опускается сам, поднимают его дежурные по переезду. Кроме того дети желтым флажком должны подавать сигнал машинисту о свободном пути. Иногда поезд здесь задерживается, чтобы пропустить тот, который идет со станции Заслоново, если на пути одновременно работают два поезда. Кроме детей, на переезде дежурит и взрослый, чтобы контролировать работу юных железнодорожников.
В работе на переезде есть существенный минус - погода. Когда холодно, дождливо или жарко, то трудится здесь становится тяжеловато.

Каждый месяц от своего инструктора дети получают график работы. Тут указаны дни и рабочее время. Являться на станцию Заслонова нужно минут за 10-15 до начала. Так как речь идет о детях, которые на себя не могут пока брать полноценных обязательств, то вполне допускается, что ребенок придет не на каждое занятие. Всего рабочих месяцев 5 - в учебные май и сентябрь на ДЖД приходят только по выходным. А летом каждый день. Посещать можно в свободном режиме, но все же оговаривается, что каждый должен отработать 30 дней практики. Так как работа ведется посменно, то у каждой группы свои дни и время. Получается в мае или сентябре около 4 рабочих дней. А в летние месяцы около 12. Так как в каникулярный сезон многие уезжают, то бывает очень трудно отработать все 30 дней. И на это закрывают глаза. Из кружка "Юный железнодорожник" могут выгнать разве что за серьезные нарушения, например, безопасности. Перед началом рабочего дня вся смена собирается на планерку, в основном на собрании определяется, кто и где будет работать. За работу выставляют отметки по 10-бальной системе. У Эли одни 10 и 10+.

Когда дочка собралась посещать этот кружок, то многие родственники удивлялись: зачем тебе, ты что собираешься работать проводницей? Но я поддержала Элю.
Во-первых, ребенок мечтал, и получил исполнение желания, а это уже очень важно.
Во-вторых, дополнительная занятость серьезным делом никогда лишней не будет.
В-третьих, очень уж ладно поставлена работа кружка, сотрудничество детей, всестороннее развитие, а не только железнодорожный уклон. Дети объединяются общим делом.
В-четвертых, дети учатся серьезно работать. Они на практике начинают понимать, что значит выполнять свои обязанности, ходить на работу.
В-пятых, они становятся самостоятельными. Ведь буквально добраться до места занятий или работы - часто самостоятельное передвижение по городу. А настоящая работа с грузом ответственности еще добавляет этого качества.
В-шестых, дети знакомятся с внутренним устройством такого непростого механизма как железная дорога, расширяют свой кругозор.
В-седьмых, они обучаются профессии. Не много не мало, конечно, после ДЖД их не возьмут так сразу на работу машинистом, но все выпускники запросто поступают в железнодорожный. Желающие связать свою жизнь с рельсами и поездами получают базу. И многие из них достигают высот в настоящей карьере - начальники отделов БЖД, начальство минского метрополитена, заслуженные машинисты.
В-восьмых, дети приобретают и развивают такие качества, как внимательность, осторожность, пунктуальность, аккуратность, терпеливость, выносливость. Ведь на ДЖД все строго по минутам, все документы по правилам, вся одежда с иголочки, бывает работа монотонная, требующая повышенного внимания, бывает работа неудобная и не самая приятная, но делать нужно.
А еще все работники ДЖД имеют привилегии сотрудников ЖД, например, бесплатный проезд в пригородных электричках. И, конечно, родственникам детей разрешено бесплатное путешествие на поезде).
Наш Артур уже готовится сменить Эллину на детской железной дороге. Ведь он даже мечтает быть машинистом поезда метрополитена, так что ему обязательно нужно посещать такой кружок. Ну, а пока, мы просто путешествуем и немного наблюдаем за работой Эли и ее друзей.

Лето располагает к поездкам из Москвы на день два, поэтому мы с удовольствием продолжаем нашу рубрику и сегодня отправимся в Раменский район на Детскую железную дорогу . Хотя, как сказать, детскую, устроено все очень и очень по взрослому.

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Проехаться по детской железной дороге, заглянуть в депо и посмотреть, как все устроено —>

Уже в июне 1936 года начали строительство железной дороги в Кратово, строительные работы выполняли сами пионеры, а самые тяжелые работы помогали выполнять комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. К 7 ноября 1936 года было построено 2,3 км путей и временные деревянные постройки на двух станциях. Зимой вели подготовку сотрудников и состава для работы железной дороги, а уже 2 мая 1937 года состоялось открытие. Летом 1940 года построили еще 2 километра дороги и станцию Культбаза, а 22 июня 1941 года, в день открытия летнего сезона, стало известно о нападении фашисткой Германии на СССР, железная дорога проработала совсем недолго и вскоре пришлось ее закрыть из-за авианалетов. В 1945 году железная дорога заработала вновь, менялись составы, совершенствовались станции, много детей прошло через это неформальное учебное заведение, многие взрослые в детстве приходили сюда посмотреть, как устроена железная дорога. Такая возможность есть и у нынешних детей!

Схема железной дороги. Протяженность пути — 4,962 км; 2 станции: Пионерская и Юность, и 2 платформы: Школьная и Детская. Это узкоколейная железная дорога и составы здесь соответствующие.

Здесь работают дети! Конечно, взрослые координируют их работу, занимаются обучением, но все специалисты, обеспечивающие работу железной дороги - дети

Экскурсанты садятся в поезд

Подготовка перед отправлением, все нужно проверить

Интересно, что парадная форма юных проводников практически полностью осталась, как у советских пионеров, хотя теперь это корпоративные цвета РЖД

Поезд отправляется

Здесь интересно детям любого возраста!

Проводница рассказывает историю железной дороги. Для того, чтобы заказать бесплатную экскурсию, нужно заполнить заявку на сайте за несколько дней до желаемой даты.

Контролер проверяет билеты

Увлеченные работники детской железной дороги рассказывают о том, как все утроено. Чтобы сюда попасть нужно пройти неслабый, поэтому все «работающие» здесь дети по настоящему увлечены железными дорогами и разбираются в них почище многих взрослых железнодорожников.

Разрешают зайти внутрь кабины машиниста

И даже посидеть на месте машиниста

Строго говоря, вместо спортивного руля здесь должен стоять рычаг, но поскольку дети осваивают профессию под строгим надзором взрослых железнодорожников, то для удобства поставлен руль. Поезд ведет молодой машинист, но инструктор в любой момент может вмешаться и скорректировать действия. Все же везет локомотив настоящих пассажиров.

Рассказывают о том как устроены стрелки

А это в центре управления железной дорогой

Диспетчеры реально работают, управляют поездами, разрешают или запрещают выход на линию. Все как на взрослой железной дороге

С осени до весны дети проходят обучение, а летом работают на железной дороге. Говорят, что поезда отменяют потому что их некому водить — мало кто может сдать сложнейший экзамен на должность машиниста. При этом идет постоянная ротация кадров: сегодняшний проводник может завтра сдать экзамен на машиниста, а послезавтра отправиться обходчиком путей. Осваиваются сразу много специальностей. Не сдал экзамен — получи должность ниже.

В день ходит всего три поезда. От станции Пионерская поезда отправляются в 10:00, 10:55 и 11:50. От станции Юность - в 10:25, 11:20 и 11:50. Стоимость проезда - 120 рублей. В сильный дождь поезда отменяют.

В хорошую погоду можно прогуляться около озера в поселке Кратово (станция Пионерская) и даже искупаться. Также интересны стародачные места с уютными домиками в поселке Кратово.

Добраться до Детской железной дороги легко: от Казанского вокзала ходят электрички до станции Отдых или же на автомобиле по Рязанскому шоссе.
Подробная информация о расписании, стоимости проезда и о том, как добраться есть на официальном сайте.

Отдельное спасибо компании Региональный экспресс — РЭКС (в кой-то веки вдруг электрички стали выглядеть нормально) за организацию посещения детской железной дороги.

В Татарстане есть удивительная детская железная дорога. Казань, в которой она находится, открыла ее с целью подготовки квалифицированных кадров. Существует с августа 2007 г. Она находится на территории лесопарковой зоны «Лебяжье».

История открытия дороги

Предложение о строительстве детской железной дороги в Казани поступило от компании «РЖД» в начале 2004 г. Проект планировалось приурочить к 1000-летнему юбилею столицы Татарстана. До 2005 г. выбиралось место. Вариантов было два: в парке имени Горького или у озера Лебяжье.

В марте 2005 г. началась подготовка проектной документации. Крайний срок сдачи объекта в эксплуатацию был назначен на 2006 г. Затем дата изменилась на 2007 г. Было запланировано изготовление пяти пассажирских составов и трех тепловозов, из которых один предполагалось сделать аккумуляторным электровозом.

Осенью 2006 г. начались подготовительные работы для укладки ж/д путей. Планировалась детская железная дорога (Казань) в Юдино и потом в его карьере. Но местные жители воспротивились такому маршруту, поэтому сроки окончательной сдачи объекта в эксплуатацию несколько затянулись.

В результате детская железная дорога Казани (адрес: улица Алтынова, д. 4 «А») была открыта только 30 августа 2007 г. Мероприятие прошло в торжественной обстановке. На открытии присутствовали президент Татарстана, министр транспорта РФ и другие официальные лица.

Цели и задачи открытия детской железной дороги

Детская железная дорога (Казань) построена для допрофессиональной подготовки будущих квалифицированных работников. Цель создания объекта - создание необходимых условий для подростков для самоопределения. Благодаря приобщению к ж/д делу у учащихся развиваются коммуникативные, творческие и организаторские способности. Этому способствует совместная деятельность подростков.

В результате у них появляется интерес к будущей профессии. Учащиеся получают не только теоретические знания по многим специальностям, но и их закрепление на практике. Одновременно происходит воспитание в подростках коллективизма, аккуратности, ответственности и добросовестности.

Описание дороги

Для ДЖД было уложено четыре километра путей и построено по две конечных (Молодежная (или Яшьлек) и Изумрудная) и промежуточных (Спортивная и Березовая роща) станций. На главной (одной из замыкающих) располагался двухэтажный вокзал с трехстойловым депо и учебным корпусом. Размеры объекта позволяли хранение всего подвижного состава. В цехе был установлен 4-точечный подъемник и кран-балка.

В трехэтажном здании было оборудовано общежитие для учащихся на железнодорожников, которые приезжали летом из других городов на практику. На станции был открыт буфет и столовая для рабочих. У привокзальной площади оборудована большая автомобильная стоянка.

Детская железная дорога (Казань) имеет конечные станции, одна из которых названа Изумрудная. На ней построено только одноэтажное здание, в котором находится кассовый зал. На промежуточных остановках поезда капитальных построек не предусмотрено. Установлены только голубые пластиковые навесы. Все постройки ДЖД имеют затейливую архитектуру с голубыми и зеркальными стеклами и керамической облицовкой стен.

Маршрут следования начинается от поселка Залесного и заканчивается пляжем Юдинский карьер. Путь следования поезда пролегает в живописной сосновой зеленой зоне. Узкоколейка оборудована стрелочными переводами, современным оборудованием и двумя переездами. Во время следования поезда используются светофоры, приборы безопасности, связи и сигнализация. Также есть системы автоблокировки и централизации.

Вокзал на ст. Молодежной рассчитан на 25 человек. В здании стоит билетная касса, небольшое кафе и пост электроцентрализации. Из него происходит управление железной дорогой. Поезд называется «Радуга». Он движется со скоростью 20 километров в час. Общая вместимость пассажирских вагонов - 157 человек.

Обучение

Детская железная дорога (Казань) имеет административно-учебное здание. Оно оборудовано классами для изучения ж/д специальностей:

  • локомотивщиков;
  • вагонников;
  • движенцев;
  • путейцев.

А также в учебном здании готовят специалисов хозяйств:

  • пассажирского;
  • сигнализации;
  • блокировки и централизации;
  • связи.

В учебном здании для учащихся и преподавателей оборудована столовая на 36 мест и спортивный зал. В общежитии - двухместные комнаты, в которых есть все необходимые удобства для проживания учащихся, приезжающих на обучение и практику из других городов.

Учебный год - с октября по март. Теория преподается только один раз в неделю. В июне начинается практика. Обучение бесплатное и длится три года. Для иногородних учащихся есть спецусловия. Набор учебных групп проводится из школьников 4-7 классов средних школ и гимназий Казани и других городов Татарстана. После обучения выпускники получают свидетельства об окончании трехлетнего профильного курса.

Казань, детская железная дорога: как добраться до нее?

Доехать до ДЖД можно на автобусах №№ 46 и 72 до ост. Железнодорожный техникум. Либо на номерах 36, 158 и 401 до ост. Бэхетле (иначе - Залесный).